Акцизы и проблемы

К чему могут привести налоговые инициативы Бориса Титова?

15 марта 2012 в 19:14, просмотров: 2386

4 марта в России прошли президентские выборы — граждане определились с тем, каким они хотят видеть будущее страны на ближайшие шесть лет. И основным наказом, с которым избиратели, проголосовавшие за победителя электоральной гонки Владимира Путина, обратились к власти, стало требование обеспечить стабильное существование государства и общества.

Акцизы и проблемы
фото: Константин Новиков

Одним из тех, кто скептически относится к социальным усилиям действующей власти, является председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов. Похоже, что лидеру довольно влиятельного союза предпринимателей удается парадоксальным образом сочетать лояльность руководству страны, вплоть до получения наград из рук Владимира Путина, с заявлениями, идущими вразрез с «генеральной линией партии».

В частности, недавно Титов выступил с довольно спорными инициативами по реформированию налоговой системы. Говоря от лица своей организации, он предложил повысить природную ренту, налоги на потребление, параллельно снизив платежи, влияющие на стоимость производства, — налог на прибыль, НДС и ставки обязательных страховых взносов. Как аккуратно выразился функционер, «мы предлагаем сделать более актуальными имущественные налоги». В качестве аргументации своих доводов был приведен такой пример: «От налога на имущество физических лиц бюджет получает сегодня всего 17 миллиардов рублей — администрирование стоит дороже». Также лидер «Деловой России» заявил, что видит «существенные возможности повышения акцизов на алкоголь и табак».

Получается, что фискальный акцент смещается с бизнеса на... обычных граждан?

Стоит ли говорить, что подобный «налоговый маневр» прямо противоречит позиции правительства по данному вопросу. Не зря же Владимир Путин, еще являясь премьером страны, дал отповедь этим инициативам, в частности, так отозвавшись о предлагаемом увеличении акцизов. «Я не думаю, что мы имеем право, со ссылкой на то, что нужно обеспечить нормальную работу бизнес-структур, так действовать в этой сфере. Это приведет к повышению цен не на рубль, не на два, не на тридцать — в разы сразу. В разы!». Эти слова нынешний глава государства произнес в рамках заседания Федерального координационного совета Общероссийского народного фронта (ОНФ), как раз в качестве комментария титовского выступления.

Действительно, логика Путина очевидна. Многократное повышение акцизов, прежде всего, ударит по людям со средним или чуть ниже среднего достатком, которым Путин в свое время смог предложить необходимый минимум стабильности и комфорта после хаоса девяностых и которых в стране большинство.

А что случится, если среднестатистический российский потребитель столкнется с подорожанием алкоголя и сигарет «в разы»? Для властей, вполне возможно, это обернется тем, что на условную Болотную площадь выйдут не только благополучные представители «креативного класса», но и обозленное рабочее сословие, живо напомнив всем остальным, а «креативному классу» в особенности, кто в нашей стране на самом деле может влиять на политику.

Но это, отметим, произойдет в том случае, если предложения Титова будут реализованы. Пока же предусмотрено плавное, не давящее увеличение налоговой нагрузки: в частности, с 1 января 2012 года акциз на спиртосодержащую продукцию составил 230 руб. за один литр безводного этилового спирта, содержащегося в товаре, с 1 июля он увеличится до 270 руб., в 2013 и 2014 году — до 320 и 400 руб. соответственно.

На вышеозначенном заседании избранный президент отдельно подчеркнул, что «социальные гарантии мы можем обеспечить только за счет роста экономики, а рост экономики связан с необременительным, эффективным налогообложением, но с выполнением обязательств бюджета перед людьми, которые нуждаются в поддержке». Как видно из цитаты, руководство государства не собирается закрывать глаза на социальные гарантии для 
граждан.

Что характерно, даже Минфин и РСПП — ведомства, казалось бы, лишенные всяких сантиментов, — также считают повышение акцизов не вполне продуманной мерой. В частности, Минфин полагает, что за внешней простотой и привлекательностью повышения косвенных налогов скрываются большие сложности. Есть среди них, по словам замглавы Минфина Сергея Шаталова, и такая: по акцизам важно договориться с партнерами по Таможенному союзу и учитывать при этом слабый контроль границы с Казахстаном, из-за чего возрастают риски контрафакта и контрабанды сигарет из Китая. А Глава РСПП Александр Шохин в этой связи предупреждает о риске бегства бизнеса в Казахстан, где налоговая нагрузка 
ниже.

Сторонние наблюдатели, говоря об идеях Титова, ссылаются на негативный опыт наших соседей. На Украине резкое повышение акцизов на алкоголь и сигареты привело к уходу рынка в тень. Согласно подсчетам Министерства финансов страны, в 2011 г. потребление «легального» алкоголя украинцами сократилось на 18%. Это означает, что сегодня объем теневого рынка спиртного может достигать 20% от общего оборота. Не лучше дело обстоит и с табачными изделиями.

Интересно, что развитые страны также предпочитают не «кошмарить» население шоковым повышением цен на указанные товары. Так, Италия когда-то отказалась от резкого повышения акцизов на табак. Постепенное повышение акцизов у Рима заняло около 25 лет (!).

Тем не менее, похоже, настрой лидера союза предпринимателей серьезный. Мы не знаем, в чем причины такой решительности. Мы можем лишь предполагать.

Титов является преуспевающим владельцем SVL Group, контролирующей завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо» и не так давно расширившей свое участие в бизнесе за счет покупки виноградников и строящейся винодельни под Геленджиком.

В 2011 г. объемы производства были доведены до 16,5 млн. бутылок шампанского против 5,8 млн., произведенных до момента покупки актива в 2006 году. И это, по словам предпринимателя, не предел. Он готовит мощности к увеличению выпуска вина до 30 млн. бутылок ежегодно.

Если пролоббировать увеличение акцизов, основательно снизив доступность для населения легального крепкого алкоголя (а налоги ударят по нему гораздо сильнее, чем по пиву или вину) и, заодно уж, табачных изделий, то предложение Титова для потребителя будет выглядеть безальтернативным.

Как говорится, ничего личного — только бизнес.





Партнеры