Аренда московской недвижимости растет в цене

На очереди – инфляция

Повышение арендной платы за помещения и землю, принадлежащие Москве, становится одной из главных тем публичных дискуссий, особенно в свете предстоящих выборов мэра. Рост ставок аренды можно считать свершившимся фактом, вопрос, как всегда, в деталях. В любом случае увеличение затрат предпринимателей, работающих в потребительском секторе, приведет к дополнительному росту инфляции.

На очереди – инфляция

Общественные балаболы, как всегда, тут как тут. Вчера они гневно протестовали против грабительского, по их мнению, взвинчивания пенсионных отчислений для индивидуальных предпринимателей (то, что порядка 77% «самоликвидировавшихся» ИП в предшествующие два года не вели никакой деятельности, а пенсионные взносы идут не только на выплату пенсий, но и на формирование пенсионных прав самих плательщиков, их не смущает). Сегодня показная ярость демагогов переместилась с правительственного на городской уровень, где обнаружились новые душители предпринимательских свобод через арендную удавку. Господа, прежде чем впадать в очередную истерику, ознакомьтесь с городским бюджетом и включите логическое мышление.

Дебет—кредит

Бюджет Москвы на 2013 г. сформирован из расчета 1,5 трлн рублей по доходам и 1,8 трлн рублей по расходам. Дефицит (а дефицит московского бюджета — явление хроническое) в нынешнем году составит 287 млрд руб. и увеличится по сравнению с прошлым годом на 27%. Бюджетная дыра традиционно будет покрываться прежде всего за счет займов: в 2013 г. запланировано «перехватить» 156 млрд рублей (54% недостающих средств).

Это общая информация, переходим к «фитингам», не теряйте нить.

Доходы. В структуре доходов львиную долю занимают налоговые поступления: из совокупных 1,5 трлн руб. через налоги должно прийти почти 1,4 трлн, или 91%. В налоговых доходах Москвы, как и в большинстве других регионов, есть два системообразующих налога: налог на доходы физлиц (в этом году планируется собрать 591 млрд руб., или 43% налоговых доходов) и налог на прибыль (569 млрд руб., или 41%). Нетрудно подсчитать, что суммарный приход от всех прочих налогов составит всего 16% налоговых доходов бюджета столицы.

Неналоговые доходы в этом году должны составить 117 млрд руб., или около 8% бюджетных поступлений. Неналоговые доходы в основном состоят из арендных платежей (65 млрд руб., или 56% неналоговых доходов), поступления же от продажи имущества (приватизация) принесут лишь 16 млрд руб. (или микроскопический 1%). Запомните показатель поступлений от аренды — 65 млрд руб.

Расходы. Если брать ведомственный разрез расходов (на круг, напомню, это 1,8 трлн рублей), то основными получателями городских бюджетных средств в 2013 г. будут Департамент строительства (402 млрд руб., или 23% всех расходов), Департамент образования (258 млрд руб., или 15%), Департамент соцзащиты (211 млрд руб., или 12%) и Департамент здравоохранения (207 млрд рублей, или 12%).

Если посмотреть по видам расходов, то основная часть трат будет направлена не на социальные выплаты (198 млрд руб., или 11% всех расходов), а на бюджетные инвестиции (482 млрд руб., или 27%). Дилетанты тут же воскликнут — вот где неэффективные бюджетные траты! Окститесь: 60% этих средств пойдет на финансирование бюджетных учреждений: школ, больниц, детсадов и прочих объектов социальной сферы. Еще 403 млрд руб. (23%) будет выдано тем же бюджетным учреждениям в виде субсидий.

Если Родина прикажет

Многие наверняка слышали об исходе из столицы основных налогоплательщиков. Пока, правда, «крупняк» переезжал в основном в Питер (ВТБ, «Газпром нефть», «Ростелеком»), но теперь настал черед других регионов. По каким соображениям это делается — бог весть. Может, территории испытывают нехватку денег на «социалку», может, речь идет о безопасности и территориальной целостности государства, а может, власть начинает подготовку к ЧМ-2018 — гадать не будем. Ясно лишь, что недавняя инициатива председателя Совфеда Валентины Матвиенко по дальнейшему переезду головных офисов крупнейших компаний в регионы несет в себе все что угодно, только не желание ослабить позиции Сергея Собянина.

Что мог возразить Собянин? Правильно, ничего. За Собяниным — город, за Кремлем и правительством — Россия. Пусть москвичи выберут Алексея Навального, Ирину Прохорову или эсера Александра Тарнавского, давеча с треском проигравшего иск о защите «чести и достоинства», поданный против автора этих строк (помните прошлогоднюю историю с передачей думского мандата Гудкова-старшего?), и через год бюджет Москвы по доходам, можно сказать, обнулится. Расходы же как были, так и останутся.

Прикинем, сколько Москва может потерять от новой корпоративной миграции. Предположим, что столицу покинут три крупнейших налогоплательщика — «Газпром», «Роснефть» и Сбербанк. Считать будем только по недополученному налогу на прибыль, хотя правильнее было бы учитывать и потерянный НДФЛ — подоходный налог у нас платится по месту работы, а не по «прописке». Еще одно уточнение: подсчеты проводились по данным за 2011 г. (консолидированные годовые отчеты за 2012 г. пока не утверждены).

Уйдет «Газпром» — доходная часть бюджета Москвы снизится на 149 млрд руб. Сбежит «Роснефть» — Москва потеряет около 77 млрд руб. «Эмигрирует» Сбербанк — отъезд сулит городу потерю еще 70 млрд руб. Итого, и только по трем компаниям (к тому же без учета НДФЛ), — гипотетическая потеря минимум 296 млрд руб., или 20% доходов городского бюджета, что равносильно удвоению дефицита столичной казны. Это не планы, это реальность, ожидающая нас до конца года.

Выходы и выводы

Ну и что прикажете делать? Решение о переезде крупнейших компаний скорее всего уже принято, список наверняка утвержден, а после драки кулаками не машут. Ясно, что увеличение ставок аренды городских земель и нежилых помещений (напомню, что от аренды в городской бюджет поступает всего 65 млрд рублей, или 4% всех доходов), так же как введение драконовских расценок за парковку в центре столицы проблему дефицита казны не решат. Что может предпринять московское правительство и к чему нужно готовиться москвичам (вариант федеральных дотаций не рассматриваем как бредовый)?

1. Сокращение городских расходов. Несмотря на живую нитку, на которую сшит текущий бюджет, в нем все же есть скрытые резервы уменьшения трат. Основными направлениями секвестра могут стать набившие оскомину госзакупки (313 млрд рублей, или почти 18% суммарных расходов), бюджетные инвестиции ГУПам (190 млрд рублей, или 11%) и субсидии негосударственным производителям (129 млрд рублей, или 7%).

2. Независимый аудит. Главный вопрос — кто будет определять, по каким статьям урезать расходы? Чиновники, привычно пасущиеся в городском огороде? От них проку никакого. Контролирующие и проверяющие органы? Опыт предыдущих лет показывает, что и они — пирожок ни с чем. Мифическое гражданское общество в лице, например, депутатов внутригородских муниципальных образований или, прости господи, координационного совета оппозиции? Им бы прежде меж собой разобраться.

3. Улучшение предпринимательского климата. Только от одной этой фразы коммерсантов уже начинает подташнивать. Много лет одно и то же, а толку никакого. О каком «просветлении» можно говорить, когда оплата аренды в любом случае поднимется, кадастровая стоимость земель и помещений увеличится, а тарифы ЖКХ с июля вновь подскочат? Добавим к этому предстоящие масштабные налоговые проверки с последующими штрафами и безвыходную необходимость умерить алчные аппетиты (рентабельность многих предприятий сферы услуг ныне составляет сотни процентов). И не нужно врать, что сегодня малый бизнес работает исключительно «вбелую». Но даже если власть буквально завтра разом разгонит все предпринимательские тучи, эффект от ясной бизнес-погоды проявится нескоро. Так что климат климатом, а обед по расписанию.

4. Не нужно пугать пуганых. Ситуация в Москве крайне непростая, однако до уменьшения социальных выплат дело, конечно, не дойдет. На эту меру московское правительство отважится только в предпоследнюю очередь (последней мерой будет, надо полагать, «добровольно-принудительный» отказ сотрудников мэрии от своих зарплат). Не будем забывать, что мы говорим о Москве, где амплитуда негативных социальных колебаний всегда более значительна по сравнению с другими регионами.

Какая-то часть многочисленных ларьков, магазинчиков, кафе и ресторанов закроется, но процесс этот небыстрый. Сначала наши «социально ответственные» предприниматели переложат свои дополнительные затраты на население. Затем, столкнувшись с падением спроса, попытаются уменьшить потери за счет налогового воровства. Когда и этот финт не пройдет, постараются сохранить зашкаливающую по цивилизованным меркам рентабельность через ухудшение качества ассортимента, урезание зарплат работникам и снижение численности персонала. И только потом задумаются о ликвидации бизнеса.

Ростом безработицы также пугать не надо. Во-первых, по итогам марта этого года, в Москве она всего 1,6% от численности экономически активного населения (по России в целом — 5,7%), а во-вторых, проблема московской безработицы эффективно решается административными методами, например ужесточением миграционного контроля.

Москвичам об ухудшении потребительского выбора можно не беспокоиться — торговые, ресторанные, сервисные сети с рынка не уйдут, хотя так называемая шаговая доступность, безусловно, пострадает.

5. Не говорите, что вас не предупреждали.

Как бы там ни было, предпринимательские расходы на аренду увеличатся в любом случае, а в два, пять или десять раз — узнаем очень скоро. Пока же, дорогие земляки, наберите побольше воздуха и прочтите заключительный абзац.

Ждите всплеска инфляции.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру