Трое в одной лодке под названием рок-н-ролл

Трое в одной лодке под названием рок-н-ролл

АМЕРИКАНСКИЕ ИСТОКИ

Днем рождения танцевального рок-н-ролла принято считать 12 апреля 1954 года. В этот день БиллХейли записал на студии песню «RockAroundtheClock» - рок круглые сутки или без остановки. Музыку и слова к этому синглу придумали Макс Фридман и Джеймс Майерс. А позже сняли фильм. Зрители тогда впервые увидели танцующий под быструю, зажигательную мелодию дуэт, который, можно сказать, и открыл путь совершенно новому стилю, получившему название рок-н-ролл.

Через пару лет музыкальные критики назовут этот стиль молодежно-бунтарским и даже придумают историю про то, как онсложился. Это был ребенок, появившийся на свет от смешанного брака: ритм-энд-блюза, который в Америке, как правило, исполняли исключительно чернокожие музыканты, и кантри-музыки белых фермеров. Несмотря на столь резкое отличие, детище оказалось достаточно талантливым и симпатичным. Рок-н-ролл, благодаря таким высококлассным исполнителям как Билл Хейли, Элвис Пресли, Литл Ричард, Чак Берри, Фэтс Домино, довольно быстро нашел поклонников не только в Америке, но и чуть позже в Европе. Правда, спортивная составляющая этого танцевального направления серьезного развития в США не получила. Американцы со свойственным им снобизмом дали понять всему миру, что рок-н-ролл как вид спорта их мало интересует. Мы, мол, придумали этот стиль для себя, чтобы развлекаться и отдыхать, а не чтобы соревноваться.

Неудивительно, что свое продолжение этот вид спорта получил в Старом Свете.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

В начале 70-х годов произошло событие, которое коренным образом изменило дальнейшую историю развития танцевального рок-н-ролла. Швейцарец Рене Сагарра объединил специфические танцевальные движения в единый законченный темповой орнамент, который было решено называть спортивным рок-н-роллом. В 1974 году четыре страны – Италия, Франция, Германия и Швейцария основали Европейскую рок-н-ролльную ассоциацию (ERRA), к которой затем присоединились Австрия, Голландия, Дания и Швеция. Ну, а когда еще через два года в их союз вступила Канада, Европейская ассоциация получила статус Всемирной (WRRA). В настоящее время ассоциацию акробатического рок-н-ролла поддерживает 31 страна мира, в том числе и Россия.

И РОССИЙСКОЕ ПОБЕДНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

К нам рок-н-ролл пришел в середине 80-х. Если точнее, то в июне 1986 года, когда при добровольном спортивном обществе «Локомотив» в Москве начала работать секция, специализирующаяся на новом спортивно-танцевальном направлении. Ее возглавлял Алексей Голев. Чуть позже такой же клуб появился и во вновь возродившемся «Спартаке». Николай Николаевич Озеров пригласил молодую, но очень перспективную группу танцоров во главе с самым опытным из них Иваном Сбитневым под знамена некогда прославленного общества. И с тех пор рок-н-ролл стал одной из визитных карточек этого спортивного общества. А международный турнир Кубок «Спартака» по спортивным танцам и акробатическому рок-н-роллу, который ежегодно проводится в конце каждого года в Москве, давно известен за пределами не только столицы, но и России.

Но сегодня речь пойдет не о нем и даже не о другом традиционном турнире из серии «Мировой Мастерс» по акробатическому рок-н-роллу, который будет ему предшествовать. Он пройдет 1 ноября в Лужниках. На паркет универсального спортивного зала (УСЗ) «Дружба» выйдут многие сильнейшие танцевальные дуэты, которым предстоит в течение одного дня выявить победителей и призеров в категориях М-класса и буги-вуги. Будут участвовать практически все, кроме двух пар – пятикратных чемпионов мира Ивана Юдина — Ольги Сбитневой и их основных на сегодняшний день конкурентов – дуэта из Польши – ЯцекаТарчило – Анны Миадзиелеч. И те и другие готовятся к более важному турниру – чемпионату мира по акробатическому рок-н-роллу, который пройдет 15 ноября в Зеленой Гуре (Польша).

Отсутствие лидеров, с одной стороны, несколько снижает интерес к соревнованиям, а сдругой – добавляет интригу для тех, кто идет за ними следом. Речь в первую очередь идет о молодых, перспективных спортсменах, у которых появится возможность побороться за самые высокие места. Организаторы турнира считают, что конкурентов в Москве будет предостаточно. Нам тоже пауза, которую на время подготовки к предстоящему чемпионату взяли лидеры нашего акробатического рок-н-ролла, весьма пригодилась. Мы созвонились с ребятами и предложили встретиться, чтобы поговорить. Вышло, правда, не совсем так, как задумывали, поскольку Иван Юдин был сильно загружен работой по организации турнира, а Ольга в это время помогала мужу и главному тренеру сборной Ивану Сбитневу готовить молодых спортсменов к соревнованиям. Поэтому пришлось разговаривать по отдельности, чтобы потом собрать все ответы в единое целое. И вот что из этого получилось.

Первый вопрос мы адресовали самому опытному собеседнику, наставнику сборной России по акробатическому рок-н-роллу Ивану Сбитневу.

— Вы многие годы возглавляли Всероссийскую федерацию акробатического рок-н-ролла, но на последних выборах сняли свою кандидатуру в пользу другого кандидата – руководителя Москомспорта Алексея Воробьева. Почему вы решились на такой шаг?

— Потому что увидел достойного кандидата на пост президента федерации, которому можно доверить дело. И ничуть не жалею об этом. Много лет я верой и правдой служил акробатическому рок-н-ролу и до сих пор продолжаю служить, хотя и в другом качестве. Иногда в интересах дела бывает очень полезно переключаться с одной работы на другую, чтобы добиться каких-то качественно изменений и подняться на новый, более высокий уровень. С приходом нового президента, считаю, наша федерация сможет еще сильнее окрепнуть, а вид спорта — получить дальнейшее развитие. Желание работать и двигаться вперед ни у меня, ни у моих коллег не пропало. Наоборот, мы полны сил, чтобы расширить потенциал отечественного рок-н-ролла. В свое время я точно так же поступил, когда отказался от продолжения спортивной карьеры ради того, чтобы сосредоточить все силы на укреплении федерации.

— Нельзя ли подробнее напомнить, как это было?

— Очень просто. Молодым я безумно любил танцевать рок-н-ролл и очень сильно переживал, если что-то не получалось. Это ведь только кажется, что танцевать легко. На самом деле легкость достигалась порой потом и кровью, часами переживаний и тяжелым кропотливым трудом. Танцы для меня в тот момент были не основным видом деятельности как сейчас, а скорее хобби. Я работал учителем истории и, по-совместительству-физкультуры в школе, а свободное время посвящал рок-н-роллу, который очень любил. Но в 1993 году неожиданно оказался без партнерши. Надо выезжать на сбор в Керчь, а партнерша заболела. Что делать я не знал. Но, на мое счастье — теперь я это знаю точно — без партнера тогда осталась и Ольга. И мы решили попробовать вместе танцевать.

— Попробовали и...?

— И вернулись со сборов мужем и женой. Свадьбу играли в нашем клубе. У танцоров подобные браки не редкость. Только в нашем клубе как минимум пять пар соединили свои узы.

— Оля, а у вас были сомнения, что надо не только вместе танцевать, но и идти по жизни?

— Что вы, ни тогда, ни теперь не сомневаюсь, что сделала такой выбор. Жаль, что не так долго нам пришлось вместе танцевать, а так все было просто замечательно и здорово. Вскоре у нас родилась дочь, которая сегодня тоже занимается акробатическим рок-н-роллом. Так что теперь у нас это, можно сказать, семейный вид спорта. Может, еще и внуков дождемся танцоров.

— А почему все-таки мало танцевали?

— Иван Юрьевич или папа, как его иногда любит называть Ольга, боялся?

— Такой большой и крепкий мужчина – боялся?

— Представьте себе, говорит Иван Сбитнев, иногда надо трезво смотреть на вещи. Я был все-таки возрастной спортсмен, да и вес поднабрал лишний. А в нашем виде спорта не должно быть мелочей, иначе травмы.

— Но ведь Ольге, по-прежнему, хотелось танцевать?

— Не то слово. Я хорошо это понимал и мысленно подбирал ей партнера. Процесс это, как понимаете, не такой быстрый, и не простой. Но Ваня Юдин мне сразу понравился.

— Так уж и сразу, надо же было сначала проверить, вдруг ловелас?

— Проверял и в зубы заглядывал и мышцы прощупывал – все оказалось в порядке. Единственная проблема, которая мешала на тот момент соединить Ваню с Олей была связана с Ваниной сестрой Аней. Они вместе танцевали несколько лет, и всевроде получалось неплохо. Но у Ани были проблемы с коленом (традиционные проблемы танцоров), поэтому я спросил однажды у нее, что думает она по поводу Вани и Оли. Реакция была безрадостной. Но как только я предложил ей тренировать эту пару, слезы у Ани мгновенно высохли на щеках и лицо озарила улыбка. И сегодня Аня у нас заслуженный тренер России.

С Иваном мы говорили отдельно. Мне только потом предстоял разговор с Олей поэтому предложил ему пойти на небольшой эксперимент, чтобы проверить, а все ли помнит партнерша. Мы выбрали три примерные даты, который я должен бы передать от Ивана Оле. А она должна была дать правильный ответ. Причем, вопросы решено было задавать не в хронологическом порядке.

— Оля, Иван просил у тебя спросить, что было в декабре 2008 года в австрийском Граце?

Оля задумалась на мгновенье, сказала, дайте вспомнить, а то девичья память коротка, но тут же получила подсказку от Ивана Юрьевича.

— Ну, как ты могла забыть — вашу вторую победу на чемпионате мира, — мгновенно отреагировал он. — На первом я с ними не был, а вот на второй поехал. И это был потрясающий успех. Их поддерживали даже австрийцы. Турнир проходил в великолепном универсальном дворце спорта — приятная атмосфера, радушные зрители. Так что ребята доставили удовольствие и себе и поклонникам этого вида спорта. Еще я обратил внимание на то, с каким почтением австрийцы слушали наш российский гимн.

Тогда этот зал, кстати, носил еще имя уроженца тех мест Арнольда Шварцнеггера. Но потом австрицы обиделись на одно из громогласных заявлений экс-калифорнийского губернатора и убрали его имя с названия замечательного спортсооружения.

— Хорошо, следующий вопрос Оле от Ивана: что было в октябре 2011года?

И снова пауза, за которой последовала подсказка Ивана Юрьевича. — Ну как же, турнир во РГУФКе, во время которого, прямо в финале, Иван получил серьезную стрессовую травму. — Да, это было ужасно, — подтвердила Оля. И добавила: Слава Богу, что все потом обошлось. Нога зажила и через год на этом же самом паркете мы в пятый раз стали чемпионами мира.

— И, наконец, последний вопрос: что было летом 2000 года?

— Летом, — переспросила Оля, не помню. Опять пришлось выручать Ивану Юрьевичу. На этот раз обоих сразу, поскольку память подвела. — Не летом, а в сентябре, они впервые встали в пару и до сих пор танцуют вместе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру