Хроника событий Глава МЧС: «Россияне очень лихо встретили Новый год» В московском метро запущен поезд в честь 25-летия МЧС За тех, кто спасает жизни МЧС и железнодорожники научились работать во время теракта ГИМС Приамурья заняла второе место на Дальнем Востоке

Система «112»: меньше времени, больше надежды

4 декабря 2015 в 20:16, просмотров: 2559

Сегодня в случаях угрозы здоровью или жизни людей, когда счет идет на минуты, уже необязательно поочередно звонить службам «01», «02» «03», «04», каждый раз ждать, когда произойдет соединение с оператором, а потом снова и снова объяснять, что произошло. Достаточно набрать один-единственный номер службы спасения 112, и квалифицированный специалист в считаные секунды определит всех, кого необходимо направить на помощь, а потом еще и проконтролирует, как они выполнили свою работу.

Именно так уже действует система «112» в Курской области, Татарстане и Подмосковье. До конца года к ним присоединятся еще несколько регионов России, и скорость реагирования на звонки их жителей будет существенно отличаться от той, к которой мы привыкли.

А вот как быстро такая возможность появится в остальных уголках страны, зависит от возможностей, а правильнее сказать, от заинтересованности местных властей.

«МК» выяснил, какие сегодня в этом направлении существуют проблемы, о чем говорит опыт государств, где система уже работает давно, а также что мешает работе единого номера спасения в нашей стране.

Система «112»: меньше времени, больше надежды

«112» — история появления

Впервые единый номер 999 для экстренных служб был введен в 1937 году в Лондоне. Его появлению предшествовал пожар 10 ноября 1935 года в доме на Вимпоул-стрит, когда погибли пять женщин. Их сосед не смог дозвониться до пожарной команды, потому что очень долго ждал своей очереди на соединение.

Инициатива же по введению общего для всех стран Европы номера 112 принадлежит Швеции. Решение об этом было принято Советом Европы в 1991 году и закреплено решением Европарламента в 1998 году. Во многих странах ЕС номер 112 существует наряду с национальными номерами экстренной помощи. Так, во Франции действуют номера 15 («скорая помощь»), 17 (полиция) и 18 (пожарная служба). Но есть страны, где работает исключительно телефон 112, — Швеция, Исландия и Дания.

Россия декларативно присоединилась к созданию на своей территории единого номера 112 в 1998 году, подписав со странами Евросоюза телекоммуникационное соглашение. Концепция внедрения этой системы на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований была разработана в 2008 году. А в 2010-м Президент РФ подписал указ о ее создании. На МЧС России была возложена обязанность координировать внедрение системы в масштабах всей страны, а органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления рекомендовано завершить все работы по ее созданию до конца 2017 года.

Преимущества системы «112»

Представьте себе ситуацию: вы стали свидетелем серьезного ДТП на трассе, когда ехали из одного города в другой. Предположим, машина, которая мчалась впереди вас, перевернулась и загорелась, уходя от столкновения со встречным авто, которое резко выехало на запрещенную полосу. На трассе, кроме вас, в этот момент никого. Вы, конечно, сразу же хватаетесь за телефон, чтобы вызвать экстренные службы. Но какие? Вы начинаете судорожно соображать: «скорую», пожарных или полицию? Мало того, что дозвон во все эти службы займет драгоценное время — а для пострадавших это, возможно, минуты, от которых зависит, останутся ли они в живых, — так еще неожиданно выясняется, что вы не можете указать точное место ДТП, поскольку в этой местности находитесь впервые... 

Не нужно объяснять, что помощь в таком случае может и не поспеть.

Вот для того чтобы она была всегда своевременной, и необходима служба «112». Ведь в той же самой ситуации все будет происходить совершенно по-другому. Вы набираете один-единственный номер — 112. Оператор сразу увидит и номер, и местоположение звонящего устройства — на мониторе его компьютера отображается автоматически сформированная электронная карточка происшествия.

21 государство ЕС заявило, что время ожидания ответа при звонке на номер 112 составляет менее 10 секунд. В России максимальное время ответа хотят довести до 5 секунд.

Если звонок прервется, система сама восстановит соединение. Оператор начнет выяснять, что произошло, и сразу же станет вводить в поля карточки нужную информацию. Одновременно он определит необходимые для реагирования экстренные оперативные службы и одним нажатием клавиши отправит им копию карточки. Достаточно 1 секунды, чтобы она была доставлена на места, где дежурные экстренных служб дадут команды «на выезд!» своим свободным сотрудникам или тем, что находятся ближе всего к месту происшествия. Пока те мчатся туда, оператор «112» еще может продолжать разговаривать с вами, ведь, возможно, помощь нужна не только пострадавшим, но и вам — например психологическая. Так что не удивляйтесь, если вы еще и трубку не успеете «положить», а полиция, «скорая» и пожарные уже окажутся на месте.

При этом оператор системы «112» отчетливо видит, что происходит с каждым конкретным вызовом — при его поступлении на компьютере загорается значок красного цвета, в момент переадресации сообщения экстренным службам — зеленый, после того, как они отреагируют, — малиновый, а когда работа по ликвидации чрезвычайной ситуации будет завершена — белый. Только после этого сообщение снимут с контроля, а все предпринятые действия вовлеченных служб будут записаны в системе, как в рабочей тетради, — можно будет проверить ошибки и провести работу над ними.

И все же, наверное, лучше всего о том, для чего нужна система «112», скажут цифры: по итогам ее работы в 2014 году в Курской области и в Республике Татарстан по сравнению с предыдущим годом ежеквартально происходило снижение числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях в среднем более чем на 5000 человек. И все потому, что время комплексного реагирования на поступающие сигналы тоже сократилось — в среднем на 15 минут. Это именно те драгоценные минуты «золотого часа», когда шансы спасти человека наибольшие.

В Курской области, где система «112» работает полноценно (т.е. звонить по номеру 112 можно и с мобильных, и со стационарных телефонов), сегодня можно говорить о том, что соблюдение правила «золотого часа» уже повседневность. Время реагирования всех экстренных служб здесь составляет в среднем 20 минут, что значительно меньше существующих нормативов.

Как уже признали во многих регионах, развертывание системы «112» становится мощным стимулом для модернизации сетей общего пользования и способствует повышению общего технологического уровня развития субъекта РФ.

Сегодня — три, завтра — двенадцать, послезавтра — все

До конца этого года к приему и обработке тревожных звонков на короткий номер 112 подключатся еще 8 регионов России: Санкт-Петербург, Тульская, Калужская, Калининградская, Астраханская, Новосибирская области, Хабаровский край и Ханты-Мансийский автономный округ. Это означает, что к жителям этих регионов помощь также будет приходить в пределах того самого «золотого часа».

В настоящий момент в 48 субъектах идет активная работа по реализации программы. Всего же 20 субъектов РФ в этом году получили для этих целей субсидии из федерального бюджета в полном объеме. Еще 27 субъектов получат субсидии в 2016 году.

Здесь нужно пояснить, что финансирование создания системы осуществляется из федерального и местного бюджетов. То есть конечный результат все-таки достаточно зависим от того, насколько сильно местные власти хотят, чтобы система «112» пришла и к ним.

Есть регионы, которые решили полностью взять на себя все затраты. Например, Кабардино-Балкария, которая планирует в Нальчике самостоятельно ввести систему в опытную эксплуатацию до конца 2016 года, а до конца 2017 года провести государственные испытания во всей республике. Власти КБР сумели найти для этого инвесторов. Томская область и Ставропольский край также сообщили, что их центры обработки вызовов системы «112» уже оснащены и нет необходимости брать субсидии из федерального бюджета на закупку оборудования.

Но есть и такие регионы, которым самостоятельное внедрение системы просто не под силу. Тем более в сегодняшней сложной экономической ситуации.

К слову, с конца 2014 года реализация программы вообще оказалась под угрозой, поскольку первоначально заложенные на программу госсредства за два последних года сократили на 65 процентов.

В МЧС России, которое проводит постоянную работу по оказанию методической, технической и финансовой поддержки создания системы «112», нашли решение, как можно выйти из этой ситуации.

Как пояснили в ведомстве, там был учтен опыт внедрения системы в Курской области и в Татарстане. А кроме этого внимательно проанализирован международный опыт. Так, побывав в странах, где работает «112», специалисты МЧС выяснили, что во многих местах система вводилась постепенно в течение десяти лет и только потом осуществлялась ее модернизация. Также стало очевидным, что на сегодняшний день пока ни одна из стран, где действует система «112», не смогла полностью реализовать все ее запланированные возможности. А это означает, что и у нас в стране закупать сразу максимальное количество «железа» — серверов и прочего оборудования, необходимого для выхода на изначально запланированные мощности, — вовсе ни к чему. Можно сначала осуществить запуск системы на достаточных для настоящего момента мощностях, а в дальнейшем при необходимости наращивать ее возможности. Все эти выводы были доведены до регионов. Также было предложено отказаться от идеи строительства новых помещений для центров обработки вызовов и использовать уже существующие на местах, которые вполне можно переоборудовать под эти цели.

— МЧС России пересмотрело ряд технических решений, что способствует снижению нагрузки на бюджеты регионов, — рассказали «МК» в пресс-службе МЧС России. — Так, сначала планировалось разворачивать систему «112» посубъектно, но затем было принято решение отказаться от такого подхода в пользу другого — когда сначала система вводится в административном центре субъекта, а до конца 2017 года — во всем субъекте. Это позволяет обеспечить более динамичное развертывание системы и существенно снижает годовую нагрузку на бюджеты регионов. Кроме этого приняты решения, предусматривающие с начала 2015 года использование при создании центров обработки вызовов системы «112» типовых программно-технических комплексов (вместе с единым унифицированным специальным программным обеспечением), которые передаются субъектам РФ на безвозмездной основе.

Как результат — несмотря на кризис, продвижение системы «112» пошло даже с опережением плана. И, если руководители регионов воспользуются найденными решениями, это, как уверены в МЧС, позволит обеспечить своевременный ввод единого номера спасения — до конца 2017 года система будет развернута во всех 85 регионах России.

Переходный период

Впрочем, и сегодня возможность позвонить на номер 112 уже реализована на всей территории страны. То есть любой человек, находящийся в любой точке России, может набрать со своего мобильного телефона три легко запоминающиеся цифры и получить помощь. Другое дело, что там, где система еще не введена в полную эксплуатацию — а процесс это сложный и в каждом регионе он проходит поэтапно, — нужно быть готовым к тому, что на том конце можно услышать не живой голос оператора, а автоответчик. Он будет работать с вами ровно 60 секунд: на двух языках — русском и английском — разъяснит, на какую нужно нажать кнопку, чтобы быть перенаправленным в необходимую службу. Если в течение минуты вы не отреагируете, вас автоматически перенаправят в ЕДДС муниципального образования или оперативную дежурно-диспетчерскую службу, в зависимости от того, на кого возложена координация работы с экстренными вызовами в конкретном регионе. Тогда уже операторы этих служб и вызовут для вас при необходимости спасателей, полицию, «скорую», аварийную службу газовой сети или службу «Антитеррор».

На время переходного периода также продолжают действовать и привычные всем номера 01, 02, 03, 04, если вы звоните со стационарного телефона. На эти номера можно звонить напрямую, если вы точно знаете, что вам не нужна комплексная помощь, а, например, только лишь одной «скорой». Если же вы собираетесь звонить с мобильного телефона, то эти номера не годятся, нужно набирать, соответственно, 101, 102, 103, 104.

И все же, если вы не до конца уверены в том, что можете правильно оценить ситуацию, лучше сразу звонить на единый номер спасения 112.

Для того чтобы в случае необходимости как можно быстрее связаться с оперативными службами, необходимо следовать нескольким простым правилам.

• Обязательно дождитесь ответа оператора на ваш звонок, не сбрасывайте вызов, чтобы набрать номер снова — вы опять окажетесь в конце «очереди».

• Отвечайте на все вопросы оператора, даже если они вам кажутся «странными», — специалисту необходимо правильно оценить потребность в помощи.

• Не кладите трубку, пока оператор сам не закончит разговор.

• Если ситуация изменится, наберите еще раз 112 и сообщите об этом.

• Если вы позвонили в службу «112» по ошибке, не бросайте трубку, просто сообщите об этом оператору, иначе с вами будут пытаться связаться снова и снова и, возможно, вышлют помощь по координатам номера.

Ложный звонок для кого-то может стать фатальным

Опыт регионов, где система «112» уже действует полноценно, вскрыл также существенную проблему, влияющую на эффективность ее работы. Так, например, в Курской области количество обращений на номер 112 уже превысило 1 млн в год. Однако выяснилось, что с ростом популярности единого номера постоянно растет и количество звонков, когда люди обращаются в службу с вопросами консультативно-справочного характера. Так, сейчас за сутки в Центр приема и обработки экстренных звонков таких обращений поступает от 600 до 1500.

Но эти звонки как минимум понятны, и их можно перенаправить адресатам. А есть и такие, которые просто вредят как работе экстренных служб, так и людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации и ожидающим помощи. Их можно отнести к категориям «Детская шалость» или «Ложные».

С внедрением в работу системы «112» функций определения номера входящего абонента и его местоположения и проведением постоянной пропаганды единого телефонного номера 112 появилась тенденция к их снижению, но полностью искоренить это зло пока не удается.

Всего же количество звонков, которые специалисты свели в общую условную категорию «нежелательные», достигает 70 процентов. И основные причины здесь, как отмечают в МЧС, — личная недисциплинированность абонентов, невоспитанность детей, а порой и взрослых, а также намеренное телефонное хулиганство, направленное на нарушение работы системы «112».

В этой связи в спасательном ведомстве считают необходимым напомнить гражданам об ответственности, которая предусмотрена в случае ложных звонков на номер 112.

«Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб предусмотрен штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей», — отмечают в пресс-службе МЧС России.

Особенно здесь акцентируют внимание на ответственности так называемых «телефонных террористов»: «Если на номер 112 поступит ложное сообщение о готовящемся теракте, то за это предусмотрена уже уголовная ответственность, к которой привлекаются лица, достигшие возраста 14 лет. В частности, в УК РФ за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, предусмотрено наказание, начиная от штрафа в размере от двухсот тысяч рублей и заканчивая тремя годами лишения свободы».

Кстати, сейчас в Госдуме обсуждается законопроект, предлагающий ужесточить ответственность за «телефонный терроризм» — увеличить наказание до пяти лет лишения свободы.

Ну а если перейти от юридической стороны дела к моральной, то не надо быть семи пядей во лбу, чтобы осознавать: для любого человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию, такая «шалость» — а если называть вещи своими именами, то скорее подлость — может закончиться фатально.

ГЛАВА МЧС РОССИИ ВЛАДИМИР ПУЧКОВ:

«ТЕЛЕФОН ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ «112» СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ ГОРОДАХ РОССИИ НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ. ТЕЛЕФОН РАБОТАЕТ ВО МНОГИХ ГОРОДАХ В ИНТЕРАКТИВНОМ РЕЖИМЕ С УЧАСТИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ СВЯЗЫВАТЬ ЛЮДЕЙ С ТЕЛЕФОНАМИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ПОЛИЦИИ, «СКОРОЙ ПОМОЩИ» ИЛИ КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ. ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ОБРАТИЛСЯ, МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ».

МЧС: 25 лет во имя жизни. Хроника событий



Партнеры