Славная история, большое будущее

С началом индустриализации Москва остро нуждалась в моторном топливе и строительном битуме. В апреле 1935 года в Люберецком районе, ограниченном с трех сторон Москвой-рекой, поселками Капотня и Чагино, была выделена площадка для строительства рядом с Москвой собственного нефтеперерабатывающего завода. Место было выбрано неслучайно: по реке можно протянуть баржи с бакинским прямогонным мазутом — сырьем для производства крекинг-бензина. Так началась история Московского НПЗ (МНПЗ), который до сих пор является крупнейшим поставщиком нефтепродуктов для столичного региона.

Славная история, большое будущее

Из истории

За полтора-два года требовалось возвести основные блоки будущего предприятия. Трудиться приходилось в тяжелейших условиях, оборудование собирали буквально по всей стране. Наконец, 1 апреля 1938 года крекинг-установка выдала первую тонну бензина. Завод заработал.

И продолжал работать во время войны, поставляя бензин и мазут Красной Армии, оборонным предприятиям. Фашистская авиация бомбила жизненно важные объекты, и главный удар всегда направляла на НПЗ. Одна из бомб взорвалась всего в 100 метрах от предприятия. Но эвакуировать завод было невозможно: перебои в поставках топлива обескровили бы оборону столицы. И было решено обмануть врага — построить такой же завод, но из фанеры, в трех километрах от настоящего. Налеты фашистской авиации продолжались, но теперь бомбы падали на фанерный макет.

Девяносто дней и ночей продолжалась героическая оборона завода. И он выстоял, а потом всю войну проработал без выходных и остановок, бесперебойно снабжая топливом и фронт, и тыл. За героический труд коллективу предприятия 14 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, которое впоследствии было передано заводу на вечное хранение.

Передовые технологии

После Победы перед коллективом завода, как и перед всей отраслью, встала задача повышения технического уровня и объемов производства. Для выполнения новых планов необходимо было реконструировать и заменить пришедшее в негодность оборудование, освоить передовые технологии, подготовить новые кадры.

К 1956 году мощность предприятия выросла на 88%, но жизнь требовала еще большего. Близость к столице предъявляла высокие требования к предприятию, и Московский НПЗ этим требованиям всегда соответствовал, неизменно входя в число лидеров отечественной нефтепереработки. Многие отраслевые инновации получили «путевку в жизнь» именно здесь: первые в СССР электрообессоливающая установка с шаровыми электродегидраторами и установка карбамидной депарафинизации дизельного топлива. Впервые в Союзе была введена в эксплуатацию печь беспламенного горения. К 1970 году на заводе освоили еще 12 новых технологических процессов. В частности, был впервые получен первый отечественный полипропилен, а впоследствии введен в строй первый в СССР цех по его переработке.

Между тем наступила эпоха магистральных нефтепроводов, многократно упростивших доставку сырья на нефтеперерабатывающие заводы. С вводом в строй нефтепроводов Горький-Рязань-Москва и Ухта-Ярославль-Москва МНПЗ увеличил объем переработки до 7 млн тонн нефти в год.

Переходный период

Развернувшиеся на заводе в 1980-х годах строительство и освоение крупнотоннажных установок по глубокой переработке нефти и облагораживанию бензинов и дизельных топлив смело можно назвать революционным прорывом и выдающимся достижением.

Экономический кризис 1990-х годов стал проверкой МНПЗ на прочность. В непростые времена завод сделал ставку на развитие двух востребованных в экономике направлений: производство полипропилена и выпуск дорожного и строительного битума. К середине 1990-х на предприятии вводятся в эксплуатацию новый комплекс по производству полипропилена и установка получения битума. Результат оправдал ожидания: качественный полипропилен успешно идет на экспорт, а производство битума позволило ликвидировать его дефицит в Московском регионе.

Завод будущего

В 2010 году владельцем МНПЗ становится компания «Газпром нефть», а в 2011-м на предприятии стартует самая масштабная в его истории программа модернизации.

Объем инвестиций в программу превышает 250 млрд рублей, цель — достижение самых высоких технических и экологических характеристик производства. На первом этапе модернизации завод ликвидировал основные источники загрязнения воздуха: открытые очистные сооружения и устаревшие производственные установки, а также все накопившиеся отходы. Благодаря этим проектам Московский НПЗ снизил поступление загрязняющих веществ в атмосферу на 36%, а общее воздействие на окружающую среду уменьшилось на 50%.

Модернизация предприятия продолжается. В 2017 г. начнут работать самые современные биологические очистные сооружения «Биосфера». Их ввод в эксплуатацию, запланированный на конец 2017-го, повысит эффективность очистки сточных вод до 99%. Кроме того, в 2018 году будет запущена инновационная комбинированная установка переработки нефти «Евро+», что увеличит уровень промышленной и экологической безопасности и нарастит объем производства экологичной продукции.

По итогам второго этапа модернизации МНПЗ дополнительно снизит воздействие на окружающую среду на 50%, в том числе еще на 39% сократится поступление загрязняющих веществ в атмосферу.

Сегодня на Московском НПЗ действует современная комплексная система экологического мониторинга. Контроль осуществляется как на производственной площадке МНПЗ, так и в зоне влияния предприятия. Вокруг Московского НПЗ находятся шесть постов контроля состояния атмосферного воздуха городской службы «Мосэкомониторинг». За основными технологическими объектами ведется круглосуточное видеонаблюдение. С 2015 г. на территории МНПЗ внедряется автоматизированная система мониторинга воздуха (АСМВ) на основных источниках воздействия производства на атмосферный воздух. Регулярные замеры состояния воздушной, водной среды и почвы проводит специализированная лаборатория, имеющая государственную аттестацию.

И еще. Жители соседних с заводом районов могут следить за экологической обстановкой с помощью специального экрана — экоинформера, который МНПЗ установил в Капотне в 2015 году.

Сегодня, как и восемьдесят лет назад, Московский НПЗ остается важной частью инфраструктуры Москвы. Завод обеспечивает 34% рынка топлив столичного региона, снабжая в том числе Московский авиаузел. И, главное, МНПЗ гарантирует безопасность своей работы для москвичей.

Ольга СИНИЦЫНА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру