ШКОЛА-2000: НАЗАД, В СССР!

6 января 1999 в 00:00, просмотров: 214

Скажи, читатель: сможешь ли ты с ходу написать несколько химических формул или решить квадратное уравнение? Положа руку на сердце, вряд ли. Особенно если ты расстался со средней школой лет пять назад или даже больше. А ведь это еще не самое сложное из образовательного минимума. Твоим детям химические формулы будут до старости сниться в страшных снах. Правда, очень вероятно, что опять же до старости они не узнают, от чего умер Пушкин и сколько томов в "Войне и мире". Спасибо за это они смогут сказать закону о стандартах образования, проект которого слушается сейчас в парламенте. Отличительной особенностью советской школы было то, что ученикам пытались вдолбить обязательный объем знаний независимо от их склонностей и способностей. Ни в одной стране мира не старались впихнуть в головы детей столько предметов сразу. Правда, большинство из них выпускники забывали, едва успев переступить школьный порог, но это считалось неизбежными издержками всеобщего среднего образования. Лишь в конце 80-х годов у учителей, школьников и их родителей появилась возможность выбора: программ, учебников, специализации. Дети с гуманитарным складом ума шли в классы с углубленным изучением истории, языков и литературы. "Технари" напирали на математику, физику и химию. Однако всем понятно: и в сегодняшнем виде российская система школьного образования далека от совершенства и требует дальнейших реформ. Понимают это и в думском Комитете по образованию и науке, где уже не первый месяц идет разработка нового закона о стандартах основного общего образования. Чего же ждать школе от новоиспеченного закона? По большому счету, речь в нем идет о возврате к старой школьной системе: на всей территории России предлагается учить школяров по одной программе и по одинаковым учебникам. Школы фактически лишаются иностранных языков, информатики, обществоведения и даже литературы. Для пущего патриотического воспитания на иностранные языки отводится всего 2 часа в неделю. Причем преподавать их будут лишь с 5-го по 9-й класс. Информатикой побалуют только семиклассников, и опять-таки всего 2 часа в неделю. Литература же как предмет вообще не предусматривается. Школьникам придется осваивать ее самостоятельно или на факультативах. Отменяя предметы, сторонники нового закона, видимо, полагают, что эти науки нужны только как ознакомительные и не несут никакой практической функции. Образовавшийся учебный вакуум будут заполнять физикой и химией. Обязательный минимум последней вообще непостижим для детских голов: создается впечатление, что в средней школе будут пестовать Менделеевых и Бутлеровых. Параллельно вводится новый предмет — искусство, этакий конгломерат музыки, ИЗО и мировой художественной культуры. К пухлому закону присовокупляется еще и 14 приложений, определяющих строгую программу (шаг влево, шаг вправо — расстрел), жесткую сетку часов и то количество знаний, которым должен обладать выпускник средней школы. Если закон примут в таком виде, то любые поправки в него можно будет внести только через 6 лет. Нетрудно подсчитать, сколько "интеллектуалов" выпустят школы до 2005 года. Бывший замминистра образования Александр Асмолов, уходя с должности, предсказывал в интервью "МК" скорую кончину школьных реформ. Похоже, чиновник оказался прав. Коммунистическое лобби в думском Комитете по науке и образованию давно уже высказывало недовольство излишней свободой, предоставленной школам. А один из уважаемых сотрудников Российской академии образования на какой-то пресс-конференции вскричал, что только в России могут выпускать дипломированных специалистов в такой бесполезной области, как философия. Что ж, столь распространенное мнение скоро превратится в государственную политику. Зачем загружать детей всякой мурой типа литературы и английского? Этим можно и на досуге заняться. "Интеллигенция — это не мозг нации" — подметил в свое время Ильич. Сейчас бы он, наверное, сказал законотворцам: "Верной дорогой идете, товарищи!" Сергей МУЗАЛЕВ.



Партнеры