КАК ДОСТАЛЬ СТАЛ ПАХАНОМ

20 января 1999 в 00:00, просмотров: 263

Сценарист и режиссер Елена Райская решила вызвать на дуэль обидчика, нагло отобравшего у нее право на постановку собственного сценария. На Райскую "наехало" ЗАО "Кинокомпания "КиноМост". В этом же деле оказался замешан Мосгорсуд. Райская прославилась фильмом "Президент и его женщина", который она поставила по своему сценарию в 96-м году. Картина стала в свое время лидером кинорынка, ее купили для проката 73 региона нашей страны, тираж видеокассет был продан в рекордно короткие сроки. Через год Елена написала продолжение — "Президент и его внучка". Материалом заинтересовался продюсер Владимир Досталь, только что пересевший из кресла генерального директора "Мосфильма" в "КиноМост". Райская поставила условие: свой сценарий ставлю только я. Досталь заключил с ней два договора, один — на использование сценария, второй — режиссерский. Она набрала съемочную группу, пригласила известных актеров. А далее события развивались, как в третьесортном советском боевике — без стрельбы, но с угрозами. Досталь, жавший руку Райской при заключении договора со словами: "Лена, мы тебя не обманем", неожиданно заявил: — Твой Петренко — плохой актер, он кривляется, а не играет. Все уволены. Оставив на совести Владимира Николаевича его заявление о профнепригодности народного артиста Алексея Петренко, взглянем только на юридическую сторону вопроса. Опираясь на статью 15 Закона об авторском праве, принятом в 93-м году, Райская подает иск в суд, желая отозвать свой сценарий на основании того, что ее не устраивает чужая трактовка ее идеи. Тверской межмуниципальный народный суд г. Москвы 12 ноября 98-го года вынес определение о "запрещении использования сценария Райской "Президент и его внучка", его воспроизводства, распространения или любого иного публичного сообщения, съемок и производства художественного фильма на основе сценария". Пока Райская защищала свои права в суде, Досталь нашел более покладистого режиссера — Тиграна Кеосаяна — и уже вовсю делал картину. Новый режиссер обходил Райскую, как чуму. "КиноМост" обжаловал решение Тверского суда в городском. 18 декабря 98-го, в пятницу, Мосгорсуд на заседании судебной коллегии подтвердил правоту Райской. Но враг не дремал. Уже в понедельник председатель Мосгорсуда З.И.Корнева строчит письмо в суд Тверской. Документ достоин публикации: "Прошу срочно выслать в Президиум Мосгорсуда гражданское дело по иску Райской Е.М. к ООО "Кинокомпания "Евразия" и ЗАО "Кинокомпания "КиноМост" о признании недействительными сценарного и режиссерского договоров. В соответствии со ст. 323 ГПК РСФСР исполнение об обеспечении иска от 12.11.1998 ПРИОСТАНАВЛИВАЮ". Именно так — большими буквами, чтобы была ясна важность вопроса. Что интересно, из документа видно: с самим делом Корнева до того момента даже не была знакома. Два раза противная сторона пыталась "умаслить" строптивого режиссера и сценариста довольно большими суммами денег, потом перешла к угрозам на манер уголовных паханов. Скандал в прессе между тем разгорался. Президенты гильдии режиссеров и сценаристов выступили с открытым письмом в поддержку Райской. Письмо подписано Марленом Хуциевым, Саввой Кулишом, Александром Ининым... Дело Райской — серьезная проверка нашего общества на честность. Никто еще всерьез не осмеливался с открытым забралом выступить против олигархов.



Партнеры