АТТРАКЦИОН НЕСЛЫХАННОЙ НАГЛОСТИ

13 февраля 1999 в 00:00, просмотров: 502

"Трещит и дребезжит, того и гляди развалится", — с такими словами вице-мэр Москвы Валерий Шанцев вылез из широко разрекламированного "Юрия Долгорукого". Автомобиля, с помощью которого АЗЛК собирается завоевать весь мир. Ну если не весь, то уж Россию — точно. Особенностью национального автомобилестроения является некий парадокс: чем сильнее ругают отечественные машины, тем больше денег государство в них вбухивает. На днях в московской мэрии обсуждали перспективы дальнейшего развития городской автоиндустрии. Оказывается, что именно автомобилестроение должно стать ключевым звеном в ликвидации спада экономики страны. С небольшой оговорочкой: при соответствующей финансовой поддержке со стороны государства. Между тем наши автозаводы давно не живут на свои. Они получали и получают невиданные по щедрости презенты из госказны. Идея экспансии дешевых, поистине народных автомобилей потерпела фиаско. А заводы по-прежнему клянчат деньги. Наиболее тяжелой ношей для московского бюджета стали АЗЛК и ЗИЛ. "Москвич" достался городу в крайне запущенном состоянии. Можно сказать, в коме. 25 декабря 1995 года главный конвейер остановился, потом был включен... на 7 дней и снова встал. На начало 1997 года "Москвич" задолжал бюджету и различным фондам около 3,2 триллиона старых рублей. Когда стало понятно, что этих денег не вернуть никогда, затеяли процедуру банкротства. Но на защиту "символа города" встал мэр Лужков. Он пообещал, что если завод отдадут в собственность Москвы, то предприятие возродится. Для этого на АЗЛК провели так называемую санацию. Иными словами, посадили завод себе на шею. Сначала город простил "Москвичу" 378 миллиардов старых рублей. Затем выдали еще 120 миллиардов "на жизнь". Еще на 532 миллиарда рублей закрыл глаза федеральный бюджет и пенсионный фонд. С чего вдруг власти устроили такой аттракцион неслыханной щедрости? Видимо, руководство АЗЛК обладает даром гипноза. Ему удалось внушить, что сказка о Золушке может стать былью. Финансовые неурядицы завод с лихвой компенсировал созданием СП с французским "Рено" и фейерверком новых моделей. И уже в 1997 году с конвейера сошло порядка 20 тысяч новеньких "Москвичей". Через год количество автомобилей увеличилось вдвое. Прогресс? На самом деле, чтобы уложиться в план, руководство завода вынуждено было, мягко говоря, подавать неточные данные. Машины начиняли исключительно французскими двигателями — именно на эту приманку клевали покупатели. Деньги же на растаможку тратить очень не хотелось. Поэтому двигатели одалживали прямо со склада временного хранения запчастей. Рабочие рассказали, что двигатель устанавливали в машину, выводили ее за ворота, а потом мотор снимали. На руках приносили обратно в цех и... с конвейера сходила следующая машина. План сдан. Завод работает. Можно просить новые кредиты. И никого не волнует, что один двигатель устанавливали по очереди на десяток машин. К "аппарату искусственного дыхания" который год подключен и другой символ московского автомобилестроения — ЗИЛ. Только за одну его покупку город выложил 6,5 миллиона долларов. Но эту Золушку не смогли превратить в принцессу ни замороженные миллиардные долги, ни освобождение от социалки, ни отсрочки по платежам в бюджет. У ЗИЛа был шанс — запустить в массовое производство "Бычок". Но несмотря на всяческую поддержку со стороны столичных властей, "Бычок" вышел на лужок с опозданием. Всю свежую траву успела съесть "Газель". Не помогли заводу и банковские кредиты, которые по отеческому совету мэра срочно перечислили на зиловские счета. Только под программу "Бычка" городские власти выделили миллион долларов. В итоге сегодня у завода нет ничего, кроме долгов... С таким багажом представители АЗЛК и ЗИЛа прибыли на совещание в мэрию. Сотрясти воздух очередными глобальными прожектами, дать обещания и... попросить новых денег. И еще — чуть ли не пожизненного освобождения от налогов и еще кучу других финансовых поблажек, типа разрешения не платить за тепло и свет. Только "коммуналка", по их расчетам, сэкономит ЗИЛу около 600 миллионов рублей. И тогда наши автомобильные монстры смогут выйти не безубыточный уровень производства. Кстати, одним из условий автостроителей стало требование к московскому правительству дать им госзаказ. Но уже сегодня город затоварен невостребованными "Москвичами" с шашечками и бартерными "Бычками". А АЗЛК между тем уже собирается выходить на "международный уровень", так как их автомобиль "уже прошел пробу на токсичность"... Судя по сотням миллионов долларов, сгинувших на автозаводах, московское правительство за эти годы вполне могло бы решить проблему народного автомобиля. И делать-то для этого ничего не нужно. Просто подарить каждой десятой или даже пятой семье по обычной иномарке. Деньги-то, оказывается, есть...



Партнеры