УДАВКА ИЛИ СПАСЕНИЕ?

19 февраля 1999 в 00:00, просмотров: 253

В эти дни решается вопрос о строительстве тоннеля на глубине 30—40 метров под районом Лефортово. Если он будет решен положительно, заповедной охранной зоне, в которой расположены первый в России регулярный парк и три дворца, хранящих память о нескольких русских императорах, может быть нанесен непоправимый ущерб. Неделю назад прошло заседание Экспертного консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС), на котором в очередной раз была доказана несостоятельность тоннельного варианта завершения Третьего транспортного кольца. ЭКОС принял решение обратиться к Архитектурному совету с просьбой прислушаться к мнению не только транспортников, но и профессионалов-градостроителей. Полтора года назад правительство Москвы объявило международный тендер на проектирование тоннеля в Лефортове. Тендер был проведен 24 марта — право на проектирование оспаривали лишь отечественные организации. В результате право на совместное осуществление проекта выиграли институт "Мосинжпроект" и корпорация "Трансстрой". Однако перед проведением тендера не было получено предварительное положительное заключение Государственной экологической экспертизы. То есть произошло нарушение законов. Как следует из материалов ЭКОСа, принявшего в сентябре 1995 года решение разработать варианты обхода Лефортова, тоннель таит в себе несколько серьезных опасностей. Во-первых, будет нарушен водоносный горизонт, из-за чего исчезнет созданная при Петре I система четырех расположенных каскадом прудов, спускающихся к Яузе. Лишатся водной защиты дубовые сваи, на которых стоит Екатерининский дворец. Не меньшая угроза — первому в России госпиталю, носившему до революции имя Петра I. Во-вторых, по условиям безопасной эксплуатации тоннеля, через каждые 200 метров должен быть сделан выход наверх для эвакуации людей. Поскольку подземная трасса намечается под Лефортовским парком, его ландшафт неизбежно будет изменен наземными сооружениями. А выход выхлопных газов может уничтожить растительность уникального парка. Третья серьезная опасность — уже для сегодняшних жителей восточных районов столицы — связана с сейсмическим риском в зоне Введенских холмов (именно на них расположено Лефортово). Два года назад здесь произошло местное нетектоническое землетрясение, охватившее полтора квадратных километра. В том же году Научно-инженерный и координационный сейсмологический центр РАН провел исследование, которое категорически не допускает какую-либо подземную деятельность в районе Лефортова. В том же году обходной вариант автотрассы разработал Игорь Александрович Мамзелев, профессор, доктор технических наук, и направил на рассмотрение правительства Москвы. Однако "Мосинжпроект" и "Трансстрой" упорно держатся за идею тоннеля и стремятся убедить в ее преимуществах и общественность, и правительство столицы. Как следует из материалов тендера, стоимость намеченного тоннеля превысит полмиллиарда долларов. Когда это строители упускали случай добиться принятия проекта с такой баснословной стоимостью! А там хоть трава не расти... Сегодня некоторые градостроители готовы доказать бессмысленность Третьего транспортного кольца, которое морально устарело еще до своего рождения. Оно снимет транспортную напряженность в центре от силы на 8 процентов... Стоит ли игра свеч?



Партнеры