ЕВРОПЕЙЦЫ УКРАЛИ У АМЕРИКИ ПОЛОВИНУ “ОСКАРОВ”

23 марта 1999 в 00:00, просмотров: 173

Церемонию вручения "Оскаров" все киношники ждут почти год. Потом, после раздачи золотых статуэток, месяц или около того обсуждают результаты, а потом опять ждут. В этот раз терпеть пришлось меньше — прошлогодний триумфатор "Титаник" вызвал целую бурю обсуждений, затянувшуюся месяца на три-четыре. Но вот очередная 71-я церемония завершилась, и... говорить о ней как-то не очень хочется. Все получилось не так, как задумывалось. Фавориты вдруг оказались аутсайдерами, а в триумфаторы выбились темные лошадки. Началось все еще с номинантов. По сути, пять лент, претендовавших на звание лучших, можно поделить на две категории: "Спасти рядового Райана", "Жизнь прекрасна" и "Тонкая красная линия" — о второй мировой войне, "Влюбленный Шекспир" и "Елизавета" — костюмные постановки о елизаветинской Англии. Американские кинокритики увидели в этом своеобразный символ — на последней в этом столетии и тысячелетии церемонии главными темами стали поворотные моменты века и миллениума. Другие же видят причину этого во все ужесточающихся законах киноиндустрии: снять успешную картину о простой повседневной жизни уже практически невозможно, для успеха нужно какое-нибудь выдуманное (например, столкновение Земли с метеоритом) или еще лучше реальное (вторая мировая) шоковое событие. Однозначным фаворитом из этой пятерки вплоть до самой церемонии считался спилберговский "Спасти рядового Райана". Невероятно пафосная и до жути патриотическая сага о героических американских солдатах, не жалеющих живота своего ради братьев по оружию, уже получила несколько призов, к тому же собрала по всему миру больше 450 миллионов долларов. И если учесть, что, как и все янки, члены киноакадемии очень патриотичны, предсказать победителя не составляло труда. И вдруг случается невероятное — главный "Оскар" уходит "Влюбленному Шекспиру". Мало того что по сути это английская картина и играют в ней в основном актеры-неамериканцы, "Шекспир" — романтическая комедия, а за последние десять лет в победители из представителей легкого жанра выбился только "Форрест Гамп" (да и то, если эту ленту можно причислить к комедиям). В итоге одному из столпов современного кинематографа, великому и ужасному Стивену Спилбергу пришлось довольствоваться призом за режиссуру. Кстати, опять впервые за десять лет "Оскары" за лучший фильм и лучшую режиссуру достались разным лентам — совсем прокатить Спилберга члены киноакадемии просто не решились. Но такая подачка не удовлетворила режиссера — на сцене он был очень сдержан, а за кулисами и вовсе отказался давать интервью. Триумфатором стал "Влюбленный Шекспир" с семью "Оскарами". В его активе статуэтки за лучшие главную и второстепенную женские роли, оригинальный сценарий, дизайн костюмов, музыку в комедии и работу художников. Причем, как и в категории "Лучший фильм", премии актрисам тоже были совершенно непредсказуемы. Ставшая лучшей актрисой года Гвинет Пэлтроу до последнего времени многими критиками вообще не рассматривалась как серьезная актриса. В кино ее привел отец — известный режиссер и продюсер Брюс Пэлтроу, вот она и воспринималась как папенькина дочка. Наверняка теперь все изменится, но Мэрил Стрип легче от этого все равно не станет — именно она считалась фавориткой за ленту "Момент истины" (One True Thing). По количеству номинаций Мэрил уже догнала Джека Николсона, и все ждали, что наконец ей достанется по заслугам — последний из двух своих "Оскаров" Стрип получила аж в 1983 году. Но несмотря на небольшое количество призов — всего три, главным триумфатором церемонии, по общему мнению, стал итальянец Роберто Бениньи. Мало того что его лента "Жизнь прекрасна" была номинирована сразу и как лучший фильм, и как лучший фильм на иностранном языке, он стал третьим за 71 год, получившим "Оскар" за главную роль в ленте на иностранном языке. До этого подобной чести удостаивались только такие монстры кино, как Софи Лорен и Роберт Де Ниро. Третья статуэтка досталась композитору Никола Пиовани за лучшую музыку в драме. В итоге нынешнюю 71-ю церемонию вполне можно назвать англо-итальянской. Английский и итальянский акценты на сцене звучали чаще всего, а патриоты-американцы только закусывали губу и обещали взять реванш в следующем году. Хотя если судить по последним тенденциям, европейское кино после долгого перерыва вновь поднимает голову и готовится дать бой Голливуду. Причем на этот раз все шансы выйти победителем из столкновения — у европейцев.



    Партнеры