ЧУКОТСКАЯ КОСТЬ В ГОРЛЕ АРТ-ИНТРИГИ

20 апреля 1999 в 00:00, просмотров: 211

В Большом Манеже открылась 9-я Всероссийская художественная выставка "Россия". Такого масштаба — в выставке участвует более двух тысяч членов Союза художников России — в Москве не видели целых семь лет. Ни для кого не секрет, что нынешняя демонстрация изобразительного искусства страны приурочена к открывающемуся на днях съезду союза. Вернисаж открывали министр культуры Егоров, руководитель московской культуры Бугаев и руководители Российской академии художеств во главе с Церетели, которые эффектно подкатили на нескольких автобусах ко входу в Манеж прямо с академического собрания. Председатель Союза Валентин Сидоров бил челом всем подряд — художникам, всяческому руководству (чуть не сказала — партии и правительству) и повторял, что слухи о смерти художественного союза преждевременны. Слово от академии доверили старейшему художнику Ефиму Зверькову, который ни разу не упомянув о Союзе художников России, перечислил все заслуги перед народом самой академии. Церетели не переставая кивал головой, а в толпе собравшихся упорно курсировал слух, что президент академии имеет большие планы относительно застоявшегося союза, все руководство которого приблизилось к глубоко пенсионному возрасту. Валентин Сидоров не обманул — выставка на самом деле оказалась масштабной. Две тысячи участников — от Камчатки до Калининграда, четыре с половиной тысячи работ всех жанров — от живописи и скульптуры до Палеха, резьбы по кости и плаката. Чтобы рассмотреть все подробно, нужно потратить по крайней мере неделю. Чтобы привезти все в Москву, нужно было затратить много денег. Впрочем, сам Союз художников обошелся без этих затрат. Участники выставки, даже с Чукотки, добирались до Москвы и везли свои произведения за собственный счет. Один из участников-москвичей рассказал нам душещипательную историю, как они с женой ночью везли на тележке его многометровую картину — от Таганки до Манежа! Понять художников можно — когда еще будет такой шанс выставиться в самом престижном месте Москвы, да еще за бесплатно. Среди огромного количества произведений, безусловно, можно найти и талантливые, и заслуживающие внимания. Особенно среди скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Но как ни уверяли нас организаторы выставки, что Союз художников наконец сделал ставку на молодых ("многие произведения — завтрашний день"), на самых видных местах по-прежнему висела живопись старорежимных "почвенников" — "сермяжно-лапотные" пейзажи, "кони на фоне заката" и т.д. К ним, впрочем, примкнули (заявленные как нововведение) эпохальные глянцевые полотна на историческо-православную тему, модную теперь среди традиционных художников, и лишь в самом конце Манежа удалось увидеть что-то похожее на современную живопись. О какой-то концепции на главной выставке страны можно говорить с натяжкой. Кажется, единственной целью организаторов было напихать в Манеж как можно больше работ, перемешать живопись с не живописью и показать всем, что для союза все художники равны — невзирая на место проживания. Обычное дело для экспозиции — черкесская сталь на фоне картин архангельских художников или чукотская резьба по кости в окружении палехских шкатулок. И то и другое, безусловно, украсит скандал, закипающий в Союзе художников. В отсутствие рекламы на следующий же день возле Манежа уже не наблюдалось такого столпотворения, как в день открытия. А сегодня и сам Манеж чувствительно опустеет. Многие из участников выставки отправятся на 8-й съезд Союза художников, который на этот раз проводится почему-то аж в Сергиевом Посаде. Недоброжелатели нынешнего председателя союза Валентина Сидорова поговаривают, что таким образом он собирается вдалеке от любопытных, особенно журналистских, глаз решить главную проблему — свое выдвижение на третий срок.



    Партнеры