ГЕРБАСТОЕ ЧУДО

7 мая 1999 в 00:00, просмотров: 169

Вчера в московском храме Св. Георгия Победоносца, что на Поклонной горе, состоялось торжественное богослужение и литургия. Ее отслужил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Все было в лучших традициях Православной Церкви: красиво, торжественно и скорбно. Священноначалие грустило вместе с прихожанами о тех, кто "смертию смерть попрал", и возносило хвалу Господу. — Так кто же такой Георгий Победоносец? — поинтересовалась я у смиренно молящихся вокруг. И... поставила верующих в тупик. Даже набожные старушки не смогли внятно описать житие святого, который, между прочим, является символом Москвы. Пришлось обратиться к историческим фолиантам. И вот что оказалось. В начале нашей эры на ливанско-палестинских землях жил Георгий. Храбрый воин, истовый христианин. Времена были смутные. Каждый день приходилось отстаивать свои убеждения. Когда язычники под страхом смерти предложили Георгию отречься от веры, он предпочел, чтобы ему отрубили голову. Именно этот геройский поступок и поставил воина в один ряд с другими христианскими мучениками, впоследствии канонизированными церковью. Вообще бытие Георгия (именуемого с тех пор исключительно с приставкой Победоносец) — настоящий героический эпос. Причем слава о нем вышла далеко за пределы христианского круга. Так, византийцы писали о Георгии как о человеке, который заставил уважать себя грозных арабских завоевателей. Мусульманские легенды особо подчеркивают его троекратное умирание и оживление во время пыток. Хорваты признали Победоносца олицетворением живородящей весны... Нам же, современным москвичам, Георгий Победоносец (он украшает герб Москвы с XIV века) больше известен как храбрый победитель дракона. История и вправду достойная. Болото возле некоего языческого города (предположительно в Ливане) облюбовал змей-людоед. И, как водится, требовал пищи. Питался же злодей исключительно молодыми юношами да девушками. Вскоре гад окончательно распоясался и затребовал на обед дочь правителя города. Бедную девицу привели к болоту и оставили заливаться слезами. На ее счастье, мимо скакал Георгий. Финал хорошо известен и запечатлен на многих картинах (в том числе на московском гербе). После грандиозной победы жители города выслушали страстную проповедь Георгия и все как один приняли крещение. Битва с драконом затмила собой все прочие достоинства Победоносца. Меж тем в русских духовных стихах о "Егории Храбром" его представили сыном иерусалимской царицы Софии Премудрой. Сначала он 30 лет терпел унижение за веру и томился в подземелье. Затем вышел на свет, чтобы сеять христианство на русской земле. По дороге Георгий встретил трех своих сестер. Бедняги поросли коростой и волосами. Вокруг них вилась волчья стая. Причина страданий девушек — язычество. Георгий обратил их в христианство — и сестры похорошели на глазах. Победоносное шествие Георгия закончилось богатырским поединком с басурманским царем. После этого преград для христианства на Руси более не было. Позже, в 1769 году, в честь великомученика учредили одноименный военный орден, а в 1913-м — Георгиевский крест, заслужить который могли только самые храбрые воины. ...Когда церковный хор выводил "Блаже-е-енны верующие-е-е ду-у-ухом...", прихожане смахивали слезы. Из Царских Врат выплывало величественное священноначалие, облаченное в парадные одежды. Пахло ладаном. Потрескивали свечи. Души христиан взлетели к куполу — аккурат к лику святого Георгия Победоносца. Икона сияла. У святого был настоящий праздник.



Партнеры