МИНИСТР ПУТЕЙ ОБОГАЩЕНИЯ

13 мая 1999 в 00:00, просмотров: 165

Вчера из стен Государственной думы вышел слух, что Борис Ельцин намерен предложить депутатам утвердить в качестве нового премьера нынешнего министра путей сообщения Николая Аксененко. Чуть позже слух был опровергнут. Но так или иначе об этом человеке стоит поговорить отдельно. Он в любом случае будет присутствовать в новом Кабинете министров. Если и не премьером, так "хотя бы" первым заместителем. Что ж, давайте знакомиться... Широким массам это имя ничего не говорит, хотя люди посвященные утверждали, что Николай Аксененко был самым богатым человеком в правительстве Евгения Примакова. И что Кулик, столь часто обвинявшийся в коррупции, рядом с Аксененко — просто мальчик. Министерство путей сообщения России давно превратилось в "государство в государстве". С неплохими денежными ресурсами: годовой оборот наших железных дорог даже сегодня составляет около 100 млрд. рублей (4 млрд. долларов по текущему курсу). Государство, в котором правит каста, состоящая из 17 начальников железных дорог, — и никто, кроме этих 17, не может стать министром. Чужих здесь просто не бывает. Николай Аксененко пришел на должность министра путей сообщения с поста начальника Октябрьской железной дороги. "В тихом омуте"... За время пребывания на должности министра Николай Аксененко вляпался в целую серию скандалов с крайне неприятным душком, по странным причинам оставшихся вне зоны внимания широкой общественности. Наша газета писала о некоторых из них, однако сегодня, на фоне последних событий, мы считаем нужным еще раз подчеркнуть, какого именно чиновника Россия могла (или все еще может?!) получить в качестве своего премьера... Начнем. В 1997 году Северо-Кавказская транспортная прокуратура заявила, что она расследует уголовное дело по факту незаконной продажи Октябрьской железной дорогой бензина — через некое СП "Юралс" — в Чечню. По имеющимся сведениям, большая часть документов по этой сделке была подписана Николаем Аксененко. Результаты этого расследования остались неизвестными. В том же году стало известно и о том, как Аксененко, тогда еще замминистра, подписал договор о закупке железнодорожных рельсов на сумму 32,78 млн. долларов... у Японии. Стоит ли говорить, что в тот момент российские металлопрокатные заводы стояли незагруженными, и сделка наносила прямой ущерб отечественным производителям?.. Сюда можно добавить лишь то, что операция по покупке японских рельсов проводилась через посредническую фирму, расположенную на Кипре, которая получила очень неплохие скидки и льготы. Занимались ли наши государственные органы этой сделкой и давалась ли ей правовая оценка, неизвестно. В 1998 году появились сообщения о том, что Николай Аксененко своим личным решением внес в план реконструкции магистрали Москва—Санкт-Петербург... 140-квартирный жилой дом на Болотниковской улице. Какое отношение этот дом имел к железной дороге и кто получил в нем квартиры, неизвестно. Возможно, кто-то из читателей помнит скандал, связанный с фирмой "Евросиб" и залогом ее акций под кредиты западных оффшорных фирм. Если нет, напомним, что в результате этого залога Россия могла потерять часть своих железных дорог, которые перешли бы под контроль иностранцев. Это огромное везение для всех нас, что операцию удалось сорвать. А руководил "Евросибом" племянник российского министра путей сообщения — Сергей Аксененко. Дальше — больше. У нас есть все основания утверждать, что за последние восемь лет Николай Аксененко создал или имел отношение к созданию при МПС огромного количества коммерческих структур, выкачивавших из наших железных дорог колоссальную прибыль. Список их огромен: Балтийский торговый дом, Балтийская строительная компания, "Дельта-Универсал", АО "Аккус" (похоже на слияние двух фамилий — Аксененко и Куст, чиновник, возглавлявший коммерческую службу Октябрьской железной дороги). Кстати, сын министра возглавляет швейцарскую фирму Transrail, специализирующуюся на перевозке российских грузов. Чуть ли не монополист в этой сфере. Папа помог?.. Как этот человек мог работать в предыдущем правительстве? Как он же может получать повышения в новом Кабинете министров? Кому вообще могла прийти в голову идея предлагать подобного кандидата в премьеры?! Ответов на эти вопросы у нас нет. И еще. 4 июня депутаты Госдумы должны были слушать отчет Николая Аксененко об отношениях МПС и компании Transrail. По сведениям "МК", эта компания — благодаря родственным отношениям двух руководителей — имеет годовой оборот в 1 миллиард долларов. Однако теперь, похоже, Думе станет не до отчета. Жаль...



Партнеры