КОГДА СТАНИСЛАВСКИЙ БЫЛ МАЛЕНЬКИМ? ВСЕГДА!

1 июня 1999 в 00:00, просмотров: 355

Сегодня — День защиты детей. Самое время поздравлять артистов, потому что они, по общему мнению, граничащему с глубоким заблуждением, — всегда дети. А значит — у них праздник и их надо защищать. Дети, как известно, бывают разные — наивные, чистые, послушные, капризные, вредные, злые и такие, что обожают кнопки соседям на стул подкладывать. А еще есть игруны с огнем, мечтающие стать пожарными. Хотя в чистом виде детскую наивность среди господ артистов найти трудно, но все-таки можно, в основном в прошлом. Самого Станиславского Константина Сергеевича — основателя МХАТа и системы, по которой работает весь драматический мир, иначе как большим ребенком не звали. Сотни историй рассказывают про его святую наивность, которой другие артисты ловко пользовались. Вот только пара чудненьких историй из жизни патриарха русской сцены. Прибегают к Станиславскому с сообщением: "Константин Сергеевич, Ленин умер!" "Ах, Михаил Францевич!" — всплеснул руками К.С., припомнив артиста Малого театра Михаила Ленина, чью фамилию в качестве псевдонима узурпировал вождь мирового пролетариата Ульянов. А как-то на вопрос Сталина "Почему в рэпэртуаре МХАТа нэт "Дней Турбиных"?" Станиславский сделал загадочное лицо и, потыкав пальцем в потолок, прошептал: "Наверху не разрешают. Только это большой секрет". Поняв, с кем имеет дело, Сталин усмехнулся в усы: "Аны разрэшат". Этот исторический пример детскости в чистом виде среди актерской братии, увы, продолжения не имеет. Но некоторые наши современники имели и имеют столько детского, что их до конца дней снисходительно называют маленькими. Так, большой и сильный Ростислав Плятт, когда видел усталых и скисших товарищей, мог раздеться до трусов и в таком виде явиться к ним в самый неподходящий момент, например, на озвучку. Рассказывают, что таким был Иннокентий Смоктуновский. Как-то он встретил Андрея Миронова и не узнал. — Да мы же с вами в "Берегись автомобиля" снимались, Иннокентий Михайлович, — напомнил популярный артист. — Ах, да, — спохватился Смоктуновский, — ну и как сложилась ваша жизнь? К отряду редких наивных птиц давно примкнули Спартак Мишулин, простодушие которого вызывает улыбку. Шумный Мстислав Ростропович, заигравшийся в "человека мира". Из этой же компании — Инна Чурикова, бесхитростность которой вызывает даже испуг: взрослые дяди и тети легко обводят ее вокруг пальца и запаривают лапшу для ушей. Но в том-то и сила наивности таланта — он бессознательно выше дурных намерений прагматиков и циников от искусства. Даже среди прожженных режиссеров, давно познавших всему цену, есть ребячливые создания. Например, кукольник Резо Габриадзе, вся хитрость которого читается даже младенцами. Из молодых артистов непосредственностью реакций и открытостью, по мнению многих, выделяется Евгений Миронов. От наивности артистов порой зашкаливают все нормы: маленькие видят себя большими, большие мнят себя гигантами и с упоением, с каким трескают пятнадцатую порцию мороженого втайне от родителей, играют в особо важных персон. Никита Михалков, разок сыграв царя-батюшку, решил зачем-то стать им. Добрейшая, как ее ласковый голос, Татьяна Доронина то и дело напускает на себя строгий вид, отчего дрожь бьет ее артистов. Хронический гнев изображает 80-летний режиссер Андрей Гончаров... Делают вид, что справляются с ролью крутых бизнесменов, Абдулов, Збруев и другие симпатичные ребята... Если артисты дети, то надо ли первых защищать, как последних? Конечно, надо — от произвола амбициозных режиссеров, талантливых режиссеров — от глупых чиновников. А еще лучше платить им деньги. Особенно молодым.



Партнеры