ЕСЛИ КИНЕТ ГОСУДАРСТВО, КАПУСТНИК— ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО

Капуста — овощная культура. Капуста — спектакль, устраиваемый после спектакля и называемый "капуст- ником". На самом деле что же такое капустник? Здесь есть три важных момента, без которых умом капустник, как Россию, не понять. Во-первых, капуста — дело закрытое и "рубится" в театре не для всех, а только для своих, то есть театральных людей и тех, кто к ним примазывается. Во-вторых — дело веселое и хитрое, с перевесом одного над другим в зависимости от исторического момента: какая власть на дворе, такой и капустник. И в конце концов, капуста не рыночный, то есть поточный, товар, а исключительно штучный, который производят исключительно штучные люди. На этой преамбуле мы въезжаем в капустное дело на "Веселой козе". Коза в данном случае не шерстяной зверь с выменем, а фестиваль театральных капустников, который вот уже пять лет проходит в Нижнем Новгороде. Сюда съезжаются мастера капустного дела со всей России. О, что это за "коза"!!! О ней будут рассказывать потомкам. На этот раз нижегородская "Коза" оказалась до неприличия веселой. Буйной, но не пьяной. Весьма эротичной и с претензиями на сексуальность. Последнее, впрочем, только увеличивает ее "надои", то есть результат. В Страстную неделю — обхохочешься Зададимся вопросом — каким образом в столь духовное и трепетное дело, как театр, затесалась столь прозаичная капустная материя? Корни по привычке стоит искать в народе. Специалисты утверждают, что сам термин "капустник" пошел будто бы от обычая после сбора урожая всем миром рубить капусту, переходя из дома в дом. А пока рубили, то не отказывали себе в шутках, приколах, розыгрышах. Так это или нет, но такая версия бродит за кулисами. Родоначальником же закулисного капустника считается актер Александринского театра легендарный Константин Варламов. — В театрах капустники играли только во время поста, — говорит профессор РАТИ Людмила Тихвинская. — Особенно капустники культивировали в последнюю, Страстную неделю, тогда, когда театрам запрещалось работать. Капустник как жанр расцвел и оформился во МХАТе, чему немало способствовали его отцы-основатели. Во всяком случае, сам Станиславский серьезно относился не только к собственной Системе, но и к сочинению капустников. Сам же в них охотно участвовал, представая в роли глуповатых персонажей. Мхатовские капустники не только развлекали, но и двигали искусство. Именно благодаря им в Гнездниковском переулке родилась "Летучая мышь" — театр-кабаре, куда после трагедии (скажем, "Гамлет") съезжалась вся фрачная Москва оттянуться на веселом зрелище. Самое интересное, что в балаганных представлениях "Летучей мыши" участвовали самые что ни на есть знаменитые артисты. Например, великая трагическая Алиса Коонен после своей, положим, Федры легко представлялась кафешантанной певичкой. Это еще раз доказывает, что "капуста" — дело весьма серьезное и занимаются им не менее серьезные люди. Сразу нескольких я встретила на "Веселой козе". Горин и Ширвиндт шили себе срок Григорий Горин — ветеран капустного движения. Траектория его овощного полета: мединститут — Дом работников искусств — Дом актера. — В 50—60-е годы капустники были главной отдушиной для творческой интеллигенции, на которую цензура смотрела как бы сквозь пальцы. Это был не самиздат, а сампостат: то есть сами написали, сами поставили, сами сыграли. Кто виноват? Ищи ветра в поле. Горин и встретившийся с ним еще в 1-м меде Арканов по тем временам писали неприличности, пародируя туповатые плакаты медсанпросвета. После чего столичные детишки в любимом стишке про дворника дядю Федю пели, что он: "Из своей прямой, а не кривой, кишки поливает камешки". Дальше начиналась политическая отдушина. Так, например, по их авторской прихоти в капустнике театра "Крошка" при Доме работников искусств в сцене "Иван Грозный убивает сына" Грозный говорил с акцентом Сталина. Тирана воспевал поэт Пейсаковский (все узнавали Исаковского). Сюжет оперы "Кармен" перенесли на свиноферму, где хор пел: "Ваня идет, правду несет. Правду несет — Ваня идет". На это не замедлила отреагировать партийная пресса, разразившись статьей "Опасные забавы "Крошки", в которой было написано следующее: "Так измываются стиляги от искусства Арканов и Горин над русским народом". В результате дуэт инородцев неофициально прикрыли. Но он всплыл в Доме актера, где капустниками заправлял Александр Ширвиндт с веселой актерской компанией — Державиным, Сатановским, Адоскиным, Ивановым, Подгорным... Ансамбль наш известен По всей Европе Сегодня мы в Париже, А завтра... в Канаде. Живется нам привольно Сплошное братство На сцену мы попали За наше... внешность Живем себе привольно И в ус не дуем Мы делаем искусство С огромным... рвением. Распевали шутники на новогодних капустниках. — На пятом этаже нас кормили бутербродами, и мы сочиняли, — продолжает Григорий Горин. — А Шурка (Александр Ширвиндт. — М.Р.) прибегал вечером после спектакля, читал написанное, поправлял, смеялся и говорил всегда одну и ту же фразу: "Все люди к Новому году шьют себе костюмы, а мы к Новому году шьем себе срок. Мы стараемся, чтобы срок вышел больше и элегантнее". Компания явно нарывалась на срок или в крайнем случае на неприятности, когда со сцены под общие зрительские переглядки пела песенку о КГБ: По дальним странам я бродил, И мой тук-тук ( все стучали) со мною. Париж и Вену посетил, И мой тук-тук со мною... Анатолий Адоскин пел про писателя Шолохова, который в Стокгольме "Нобеля" схватил и прекратил запои... Как Жаров чуть не получил капустный удар — А вы боялись? — Да ничего мы не боялись. Мы не были диссидентами, времена были, когда уже не сажали. А главное, нам нечего было терять. Нас даже неоткуда было исключить, так как мы не были ни членами партии, ни членами Союза писателей. И тем не менее, когда артисты спели про свой "тук-тук", буквально на следующий день раздался уже конкретный стук в горком партии. Ширвиндта, Горина и пригревшего их исполнительного директора Дома актера Александра Эскина вызвали к товарищу Шапошниковой, руководившей городской партийной идеологией. — Дайте тексты! — потребовала партийная дама с печатью времени в облике: строгий костюм, коса, уложенная колбасным кругом. — Да нет никаких текстов, — ответили ей, — мы ведь как работаем: на ходу сочиняем, переделываем, никаких записей не ведем. В общем, все легко отделались: им действительно нечего было терять в отличие от облеченных властью людей. Вот уж кто мог потерять теплое место, так это Михаил Жаров — общественный директор Дома. Однажды, когда со сцены прозвучала шутка в виде объявления: "В связи с пристальным вниманием к Домам творческой интеллигенции везде во главе поставлены военные, что правильно. Генерал в Доме журналистов, контр-адмирал в ЦДРИ, а ВТО возглавил генерал контры — Жаров". На этих словах народный артист Михаил Иванович Жаров, белый как мел, встал и покинул зал. — Самое интересное, — рассказывает активный участник домактеровского капустника Михаил Державин, — что ребятам, которые бдели за творческими домами, то, что мы делали, нравилось. Я помню, что во время репетиций по залу проходил парень Славик и, улыбаясь, все время говорил: "Ну, Ширвиндтдержавин, вы дошутитесь". Рояль в кустах Но не только за смелостью народ рвался на капустники. Свежие и оригинальные номера, которые нельзя по вполне понятным причинам увидеть в театре, были в большом дефиците. Эффектная шутка, классно сделанный трюк ценились иногда больше, чем дерзкое слово о власти. Если бы вы знали, что выражение "рояль в кустах" пришло из капустника, то очень бы удивились. И тем не менее эта идиома из известной интермедии Горина "Совершенно случайно" — пародии на телепередачу с прямым эфиром. На сцене совершенно случайно появлялся диктор и говорил: — Дорогие товарищи, мы сейчас расскажем вам, как отдыхают наши советские москвичи. Вот мы идем по улице и с первым случайно встреченным человеком поговорим. А вот и он. Здравствуйте, товарищ. Как вас зовут? — Вы мне? (Перепуганно.) — Вам, Серегин, вам. (Шепотом.) — Моя фамилия Серегин, я простой москвич. Пенсионер. Я здесь отдыхаю на лавочке. — Это ваше увлечение? — Да, я увлекаюсь свежим воздухом. — А еще чем? — Я увлекаюсь игрой на скрипке. — А вы случайно ее не взяли? — Да, я случайно взял на сквер скрипку и исполню на ней полонез Огиньского. (Играет.) — Замечательно. А какие у вас еще увлечения? — Я еще играю на пианино. Здесь случайно в кустах стоит рояль, я исполню на нем полонез Огиньского. — Нет уж, спасибо. А как отдыхает ваша семья? — Моя жена все больше отдыхает по хозяйству. А сын живет и работает на Дальнем Востоке. А вот и он приехал... Творчество, не реализованное в театре, в капустниках било, как нефтяной фонтан из свежевскрытой скважины. Зал буквально валялся в истерике, когда Сатановский читал монолог артиста, который еще младенцем попал на съемки фильма "Петр I" и прославился тем, что именно его в розовую попку целовал артист Симонов. Эпопея жопы настолько зримо была представлена зрителям, что слабаков просто выносили из зала. В 80-е годы капустное дело в Доме актера с таким же успехом продолжил Григорий Гурвич. Капуста по гамбургскому счету Капустник — удивительное явление прошлого, которое имеет не менее удивительное продолжение. С той только разницей, что теперь при наличии общей свободы у капустника другие задачи. В нижегородском огороде на "Веселой козе" стало ясно, что актерские спектакли также популярны, но теперь развиваются по законам цветной капусты. То есть чем она эффектнее, оригинальнее, тем лучше. Шутка ценится по гамбургскому счету. И на весах — смелость или качество — перевешивает последнее. Итак, на "Веселую козу" в конце весны съехалась вся Россия, которая, несмотря ни на что и вопреки всему, продолжает шутить. Во всяком случае, главным лозунгом на фестивале стала весьма актуальная шутка питерцев: "Если кинет государство, капустник — лучшее лекарство". Шутку тутже объявили народной мудростью Кто же тот доктор, кто прописывает сегодня рецепты лучших капустников в России? Вопрос познавательный — ответ социальный. Как выяснилось, лучше всего шутят там, где хуже живут. Пермь, Челябинск, Иркутск представили весьма оригинальные зрелища. Как известно, жизнь в этих городах — не сахар. Не отстал и Харьков с бедствующей Украины. Четыре мужика из пермского ТЮЗа сделали стихотворный дайджест по Пушкину, причем его женских персонажей. Алексей Шульга за роль Арины Родионовны — пьющей старушки с сомнительной репутацией — даже получил специальный приз жюри. Номер "Титаник" харьковчане перепели на тему "доктор — пациент". Он имел оглушительный успех. Социальность почвы капустников доказывает и то, что на "Козе" не было московских производителей, не считая пары худосочных бардовских песенок малоизвестного столичного дуэта. Хотя нельзя сказать, что столица скудна на капустные таланты. На сегодняшний день у нас лучшим капустменом считается Григорий Гурвич ("Летучая мышь"). Поздравлялки в изысканном капустном духе делают Борис Львович со своим киношным "Генофондом", и "Ученая обезьяна"(Жигалкин, Радзюкевич). А в Питере лидером по-прежнему остается Вадим Жук ("Четвертая стена"). Но это, можно сказать, классики жанра. С молодежью в столицах туго.. Одно в капустнике скверно — он практически не подлежит описанию. Переведенный в слова на бумагу, он становится несмешным, в то время как произнесенный со сцены вызывает истерику. Вот такой это штучный товар, который производить умеет не каждый. Интересный дуэт из Челябинска "Черный театр" представляет собой, между прочим, не зеленых артистов, жаждущих выбиться в люди, а авторитетных в своем городе людей. Александр Борок с внешностью героя-любовника — главный режиссер областного театра кукол. Его подельник Сергей Плотов — режиссер-постановщик. — Почему вы, в общем-то серьезные, занятые люди, занимаетесь этой... — Фигней, вы хотели сказать? Мы всегда занимались капустой, и за это нас выбрали большими людьми. Их идеал — тандем Ширвиндт — Державин, творческую судьбу которых, очевидно, "Черный театр" мечтает повторить. Без провинциальных претензий и замашек они себе выбрали имидж провинциальных лашков. — А что это такое? — Провинциальные лашки — это те, кто гордится наличием друга в Москве, который, в свою очередь, их стесняется. В Москве лично у нас есть один друг, предприниматель, но нас он не стыдится. Так же как и выступление нижегородской актрисы Натальи Заяковой, ставшей буквально звездой фестиваля. А показала она всего-то маленькую миниатюру про то, как простая уборщица в синем халате и желтых резиновых перчатках учит актрису не гибнуть вместе с культурой, а зарабатывать на жизнь стриптизом. Наталья Заякова — выпускница Щукинского училища, сокурсница многих теперь известных артистов. Работала в местном драмтеатре, но, открыв в себе талант автора-исполнителя, создала собственный. Судя по реакции зрителей и количеству денежных и неденежных призов, ее театр должен процветать. Здесь следует добавить особенность современного капустника — он кормит артистов лучше, чем собственно театр, в котором они служат. Спрос на эффектные, остроумные номера у состоятельных клубных граждан достаточно высок. Номерных артистов любят приглашать на презентации, закрытые сборища и на юбилеи. Можно ли осуждать артистов за то, что они торгуют своим элитным товаром? Глупейшая постановка вопроса. Нести театральную культуру в массы богатых за их деньги весьма приятно. Хотя многие считают, что поставленное на поток капустное дело теряет индивидуальность. На "Веселой козе" "Московский комсомолец" установил свои призы. Их обладателями стали: пермский ТЮЗ с женской Пушкинианой, Наталья Заякова из Нижнего Новгорода и харьковская актриса за оригинальный номер "Танец под зонтом". А еще "МК" жестоко позавидовал нижегородскому Дому актера и конкретно Галине Сорокиной, придумавшей пять лет назад идею этого грандиозного фестиваля и воплотившей ее. "Коза", которую вскормили в Нижнем, оказалась потрясающим животным, которое в неволе не размножается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру