РОГА, КОПЫТА И ХОБОТЫ,

11 июня 1999 в 00:00, просмотров: 265

Когда субботним утром в бормотании телевизора из соседней комнаты я расслышала: "Пушкин с пристани палят, кораблю пристать велят", то поняла, что дозрела и меня можно брать голыми руками. К концу уик-энда от П-слова уже со всеми домашними приключался родимчик, а некоторые даже утверждали, что Кузькина мать на самом деле была Сашкиной, и высказывали все, что думали о данной особе, пытаясь этим облегчить душу. Последней, как водится, умерла надежда на то, что, как и все плохое, юбилеи когда-нибудь кончаются. Воскресным вечером, когда на душный город опустились сумерки и казалось, что избавление совсем близко, ящик заявил, что поэт всегда с нами и завтра можно будет отмечать двухсотлетие второго дня его жизни. Так что не говорите, что юбилей прошел и говорить о нем поздно: сегодня 200 лет, как А.С.Пушкину исполнилось 6 дней... Утомленные Солнцем русской поэзии В доведении до истерики фамилией Пушкин пальма первенства принадлежит ОРТ, а в особенности — народной викторине данного канала. Вообще-то викторину эту следовало бы назвать "Рога и копыта", поскольку ее участники ударили Пушкиным по бездорожью, разгильдяйству и общей неграмотности: осваивали "пушкинскую трассу" "пушкинским ралли". Главным призом, соответственно, был "пушкиномобиль", а также пушкиночасы, пушкиностатуэтки и пушкинопутевки по пушкинским местам. В глазах еще не рябит, нет? Тогда продолжаю. "Пушкинское ралли" заключалось в том, чтобы быстрее других прибыть на зашифрованное "пушкинское место" и найти среди прохожих "связного", который в ответ на пароль из Сан Сергеича выдаст пакет со следующим адресом. Теперь представьте себе сцену: белый день, вы спокойно идете по Арбату, и вдруг на вас налетает группа бабушек в цилиндрах с требовательным криком: "Пора, мой друг, пора!!!" Ваши действия? Самое интересное, что люди, подвергшиеся такой атаке, ничуть не удивлялись и продолжали цитату. Оно и верно: в такой день удивляться ничему не стоит. Впрочем, от викторины, по крайней мере, исходило ощущение неподдельного энтузиазма, чего не скажешь об абсолютном большинстве остальных пушкинских программ: там главной эмоцией была сизая тоска, причем как с этой, так и с той стороны голубого экрана. ТВ назвалось груздем и, только ввязавшись в юбилей по полной программе, осознало, в какой глубокий... ммм... кузов оно залезло. Но назад дороги не было... Усталость чувствовалась во всем и достигала кульминации в бесконечных прямых трансляциях: разморенные толпы с разных ракурсов безо всяких комментариев, но под надсадное пиликанье скрипки. Временами включался монотонный бред диктора, которому, должно быть, тоже напекло голову: "В пушкинских местах никогда не будет никакой саранчи, а только вполне приличные люди". Что сон сей значит?.. Пушкина вертели и так, и эдак, пытаясь выжать из него хоть что-то оригинальное. Несчастные девушки из хора парились на солнцепеке в закрытых платьях и напевали романсы. Грустные негры исполняли над могилой Ганнибала африканские обрядовые гимны. На эстраду под памятником поэту вывели детишек в костюмах бывших республик СССР, и они на соответствующих языках прочитали стихотворение "Памятник". Слушалось волшебно — как расшифровка стенограммы совещания Сталина с соратниками-горцами о великом переселении народов: "Нрзб... славян... нрзб... тунгус... нрзб... калмык..." Велик и могуч ты, русский язык! Детей было жалко, поэтому выступление сопровождалось жидкими аплодисментами. И уж, конечно, профигурировали все персоналии, так или иначе связанные с годовщиной, в частности, свеженький Онегин — Ральф (которого нынче модно величать Рейфом) Файнс, который нечаянно и поставил диагноз происходящему. В ответ на просьбу: "Из Пушкина нам что-нибудь", актер выдал единственную строку: "О боже мой, какая скука!" И получил горячую благодарность от ведущей "за то, что вы любите Россию". Без любви "английского пациента" Россия, очевидно, неминуемо погрузилась бы в пучину хаоса... Зато все неверующие могли убедиться: Пушкин был хорошим поэтом. Сей факт доказала парочка рифмоплетов, рискнувших обнародовать свои вирши в юбилей. Александр Малинин простонал песню "Натали" про "черный шелк непокорных волос" пушкинской жены (вообще-то шелк — крайне "покорный" материал, тов. певец!). А по ОРТ были зачитаны вирши на тему "Пушкин и животные": "В черном фраке он похож на птицу, в бархатном жилете — на шмеля". Или: "Стал пчелой, летел за медом, тело разорвал свинец..." Все, хватит! Все фигня, кроме пчел. А также слонов, горилл и прочих насекомых. Я не брежу — читайте дальше... Заднепроходная изюминка Дибровская "Антропология" возродилась на НТВ с присущей каналу стильностью. Честно говоря, со стильностью даже перебор: двое людей на предметах, не похожих на стулья, парят в белом вакууме, не похожем на студию... Да еще вечные крупные планы, не всегда красящие собеседников: эфир прямой, час поздний, под глазами круги... Впрочем, Дибров выглядит молодцом. И вообще он молодец: не побоялся пригласить в студию простого ученого-энтомолога с пушкинской фамилией Белкин. Который дружит с Приговым, выпускает книги в форме сумки и разглагольствует о дефлорации черной обезьяны племенем людоедов-мастурбаторов. Тот еще, в общем, энтомолог. Подозреваю также, что он такой же Белкин, как я Мармеладова. Хотя чего не знаю, того не знаю: я ими, модными озорниками-концептуалистами, наелась лет пять назад и с тех пор отстала от их жизни, надеясь, что и она отстанет от меня. Но не вышло: энтомология настигла на Центральном телевидении. Что было бы не страшно, если бы данный Белкин обозначился в какой-нибудь передаче под лозунгом "Постмодернизм победит!". У Диброва же программа, прямо скажем, не узкоспециальная. И с появлением подобных энтомологов "Антропология" превращается для меня в минное поле: теперь не знаешь, кого сегодня подсунут — простого смертного или мастера художественного стеба. Конечно, этот фактор можно расценивать и как изюминку передачи. Если только слово "изюминка" сочетается с откровениями типа "Жук размножается только в заднепроходном отверстии египетского фараона" и "Ах, эта блядская жизнь!" Я не о защите нравственности: в полвторого ночи все пионеры давно спят, а те, которые не спят, лично реализуют весь русский народный лексикон. Да и сама я барышня далеко не кисейная. Просто... Среди множества начинающих энтомологов на НТВ дозвонилась некая женщина, назвавшая беседу тупостью и дебилизмом. Гражданка ошиблась: это просто постмодернизм российского розлива конца второго тысячелетия. Очень скучный, очень вторичный и очень старый. Помнится, лет десять назад в том же жанре выступил Курехин, развив теорию, что Ленин был грибом. Но тогда обозвать Ильича иначе, нежели великим вождем и учителем, само по себе было остро и невиданно смело. Ныне времена немножечко изменились. Жужжать, трепыхать крылышками и рассуждать про "ручейных слоников", безусловно, волен всякий. Только, пожалуйста, без меня. Ибо в этом мире все фигня, кроме пчел. Но, честно говоря, пчелы-то и есть самая большая фигня. Это последний закон энтомологии.



Партнеры