ДЕНЬ НЕУЛОВИМОСТИ,

Телебдения в последний уик-энд заставили меня вспомнить любимый анекдот про Неуловимого Джо. Ну помните, того самого, который потому и Неуловимый, что на фиг никому не нужен. Еще год назад День независимости России праздновался по ТВ с размахом и песнями и плясками на Васильевском спуске под триколором. Но многочисленные печальные события, последовавшие с прошлого июня, похоже, отрезвили телевизионщиков и отбили извечную страсть ко всевозможным празднествам. Нет, в нашей независимости никто не сомневается: напротив, за последнее время стало ясно, что Россия независима абсолютно от всего, начиная от мнения цивилизованного мира и заканчивая здравым смыслом. Так чему же тут радоваться? Вроде бы и впрямь нечему. Только привычка пересилила: День независимости все-таки отпраздновали. Лучше бы они этого не делали... Почетная миссия воплотить гордость за державу была возложена почему-то на фестиваль "Кинотавр", который в последнее время у нас стал Венецией, Каннами и Берлином в одном очень-очень пыльном флаконе. Правда, в связи с хроническим дефицитом качественно отснятых километров кинопленки в нашей стране у данного суперфестиваля есть определенная специфика: в конкурс попадают все более-менее отрекламированные фильмы, снятые за отчетный период. Только упомянутым дефицитом можно объяснить, например, то, что главный приз чуть не получил такой шедевр, как "Ворошиловский стрелок" депутата Говорухина. Впрочем, какая страна — такое кино, а какое кино — такой и фестиваль. Так что, возможно, поручить "Кинотавру" празднование Дня независимости было даже в чем-то логично. Ведущий Александр Гурнов, однако, уточнил, что передача явилась "плодом совместной работы киношников, ТВ и артистов". А у семи нянек дитя известно какое, так что к последующей убогости я была почти готова. Почти — потому что всегда остается надежда на лучшее. Вопреки пословице надежда эта умерла у меня с первых же кадров, когда на сцену повалили участники каких-то орденоносных детских танцевальных кружков и малолетние дарования из "Утренней звезды". Мальчики в гусарских формах (какая Россия без гусарства?) робко приседали под музыку, девочки в маминых платьях пели про духовность (какая Россия без духовности?)... Вообще, дети на сцене неизменно вызывают у меня острое чувство жалости — должно быть, с тех времен, когда сама делала па-шоссе и па-де-труа на отчетных концертах в Доме пионеров. Конечно, такие представления доставляют массу удовольствия умиленным родителям, а также парочке безработных продюсеров, пытающихся на безрыбье выловить потенциальную звезду. Но в масштабах национального праздника данная самодеятельность выглядит, мягко говоря, неуместно. А что уместно в национальный праздник? Поздравления, конечно. Для этого на сцену выпустили народную артистку Нонну Мордюкову. Монолог ее длиной в несколько минут был поистине любопытен. Упомянув о торжестве, актриса подробно отчиталась, что снялась в фильме "Мама", что это "очень хорошая картина", что в ней "вся наша история показана на экране" и что не далее как вчера на ней "зал был битком, люди смотрели, затаив дыхание". Очень содержательно, а главное, к месту. Но бесплатной рекламой своего фильма Мордюкова не ограничилась — ей надо было еще поставить на место конкурентов. Народу было заявлено, что все наше новое кино "с кровавыми следами на асфальте, с поножовщиной" Мордюкову не интересует и, хотя ей предлагали "любые деньги", она никогда не снималась в лентах, "где чернота и безрадостность". Выскочившая на сцену дама с букетом подтвердила, что Мордюкова — "действительно целая эпоха в жизни нашей в отличие от боевиков всяких". Вот, оказывается, где гарант независимости России: просто свет Нонна Мордюкова стоически не снимается в поганых боевиках! Если бы не она — все, кранты стране. А не случился ли августовский кризис из-за того, что актриса заколебалась: не сняться ли ей в "чернухе"? Дальнейшее напоминало дурную фантасмагорию. Гурнов неожиданно стал зачитывать статьи Конституции РФ, видимо, перепутав июнь с декабрем. Вместо высокой торжественности данный прием придал действу оттенок вульгарности: все-таки Саша и Лолита — не лучший пример для иллюстрации статьи о равноправии мужчин и женщин. Потом появилась некая Алена Спиридович из Белоруссии и процитировала статью 30-ю: мол, каждый имеет право на объединение, хотя никто не может быть к нему принужден. В воздухе завитал призрак союза с батькой Лукашенко... Далее вышла актриса Нина Усатова и поведала о том, что ей одинаково интересно играть и белорусов, и украинцев, и татар, и грузин — тут уж запахло реставрацией СССР в полном объеме. Причем насильственным путем: возникшая под конец Оксана Фандера зачитала статью о воинской службе с присловьем: "Это касается и нас, женщин. Война не выбирает!" Отличный получился праздник, правда? А если вспомнить, что проект этот вроде бы выражал солидарное мнение ТВ и киношников, то уныние у меня полное: из вышеприведенных "оговорочек по Фрейду" явствует, что отмечание Дня независимости слишком для многих выливается в крик души "Обратно в СССР!". Забыли, что ли?.. Вспомнить те годы мне помог Евгений Киселев — своим фильмом "Загадочный генсек". Вообще, не заметить, что на днях случился юбилей Андропова (кстати, вовсе не круглый), было невозможно: об экс-начальнике КГБ вспомнили, кажется, все. Что не может не показаться странным. К киселевскому фильму никаких претензий — он сделан добротно, что вообще характерно для автора. Но есть ощущение, что стоило бы приберечь эту, без сомнения, интересную ленту для показа в более подобающий день — какой-нибудь советский праздник, что ли. Ведь в дни рождения принято чествовать только людей великих, а применимо ли это определение к Андропову? Что ж, у большинства персонажей фильма ответ на это четкий: "Да!" "Одна из самых загадочных фигур" — это Киселев. "Очень жалко, что Андропов так мало прожил" — это уже сокрушается гэкачепист Крючков. Ох, прямо слов нет, как жалко, что не пожили мы подольше при Юрии Владимировиче! Тут же поддакивает депутат Лукьянов: "Андропов был гораздо большим демократом, чем кажется". А что, кому-то действительно кажется, что Андропов был демократом?! Не знаю, как остальным, но мне было тяжело наблюдать, как эти люди, которые всего 10 лет назад всей стране показывали, где раки зимуют, ныне сидят и ностальгируют по своей "прекрасной эпохе". И никто с ними не спорит, за исключением промелькнувших Буковского с Даниэлем. Вот снова вылезает Лукьянов и заявляет, что Андропов был против культа личности, но считал, что в остальном Сталин был неплох и у него можно многому поучиться. Почему же не звучит в ответ единственно возможное возражение: даже малые дети знают, что Геббельс неплохо играл на скрипке, но учиться-то скрипичному мастерству все же нужно не у него, а у Менухина?.. Потому что Киселев пишет новейшую историю. Пишет профессионально, помня главную заповедь историка: "Без гнева и пристрастия". Да только лично мне порой очень не хватает гнева и пристрастия на сегодняшнем ТВ. Не рано ли мы успокоились и заделались Несторами-летописцами? Не рано ли устали от собственной независимости?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру