“НОВЫЙ РУССКИЙ“ НАЛОГ

13 июля 1999 в 00:00, просмотров: 493

Вот уже две недели, как налоговые службы Москвы собирают 2-процентный налог с продаж. Как отразилось его появление на покупателях и продавцах? Насколько выросли цены, о чем предупреждали многочисленные аналитики? Корреспондент "МК" провел экспресс-опрос заинтересованных лиц по обе стороны прилавка и выяснил странную вещь. По мнению большинства торговцев, подорожания не произошло. По мнению покупателей — цены выросли. И довольно ощутимо для кошельков. Что же творится с этим налогом на самом деле? Как признались корреспонденту "МК" продавцы колхозных рынков, их цены остаются на прежнем уровне. "Я мясо закупаю в Подмосковье, поставщики пока цен не взвинтили (Московская область до сих пор не ввела нового налога. — Авт.). Вот если бензин резко "взлетит" — тогда да!" — поделился владелец мясного прилавка на Рижском рынке. А дама по соседству "раскололась": теперь администрация рынка повысила тарифы за свои услуги (ветконтроль, проверку товара, аренду места и т.д.) именно на пресловутые 2%. Но они (торговцы) стараются пока держать цены (не хотят терять покупателя), однако как долго это продлится — неизвестно. Продавцы оптовых рынков дружно уверяли корреспондента "МК", что не повысили цены ни на копейку и работают чуть ли не в убыток себе. А вот покупатели в их альтруизме усомнились. — Гречка с 1 июля стала 20—22 рубля, а была 16—18, сахар с 7,60 возрос до 8,50, яйца были 8,50 — теперь 11,50, — такую неутешительную статистику привела пенсионерка Алина Николаевна. — Мяса я не покупаю давно, только бульонные кубики. Так и те ведь подорожали! С 8 рублей до 9-10. И конверты на почте... Продавцы бытовой техники и мебели (с этих товаров московские власти рассчитывали посредством налога сорвать наибольший куш) сохраняют прежнюю ценовую политику. Например, на одном из радиорынков нам сказали, что конкуренция здесь такая, что не до новых налогов. Наоборот, все только и думают о том, как бы цены понизить. Пускай в ущерб сиюминутному заработку. "Но когда все посчитают свою прибыль и прослезятся, тогда всем скопом придется повышать цены", — предположил скептик, менеджер одной палатки. Несколько крупных супермаркетов уже официально заявили о том, что не будут поднимать цены ни при каких условиях. Все дело в том, что мегамагазины могут себе позволить заплатить новый налог из прибыли, а цены оставить на прежнем уровне. Так что у новых русских перспективы безоблачные. Чего не скажешь о малоимущих. Новый налог прицельно ударил по их карманам. А богатые, раскошелить которых власти рассчитывали в первую очередь, как покупали, положим, креветочную колбасу в супермаркете по $30, так и покупают. Хотя, подорожай она долларов на пять, им было бы все равно. В отличие от пенсионеров, для которых подорожание даже на несколько копеек — уже катастрофа. Однако хуже всего дела обстоят в магазинах для средних слоев населения, где ежедневно отоваривается большинство москвичей. Для этих скромных торговых точек единственная возможность заплатить новый налог — взвинтить цены. — Заводы делают такие накрутки, что хоть плачь, — пожаловалась заведующая продуктовым магазином на проспекте Мира. Впрочем, цены поднимают не только заводы, но и сами магазины. В итоге продукты дорожают далеко не на 2%. И кто же все-таки виноват больше всех? Разумеется, не магазины и не заводы. Российское правительство с введением новой налоговой политики поставило субъекты Федерации в жесточайшие условия. Если не ввести новые налоги — бюджеты регионов просто лопнут по швам. Москва скрепя сердце тянула с новым налогом почти год. Сейчас уже 40 субъектов Федерации пожинают горькие плоды налога с продаж — кстати, там установленный размер составляет 4-5%, а не 2 %. — Мы выбрали политику постепенного повышения налога и рассчитали, что размер в 2% на первое время наиболее благоприятный и для продавцов, и для покупателей. К следующему году мы так же плавно повысим налог на два процента — и опять никто ничего не заметит. Многие продавцы решили платить налог из прибыли. Им это выгодней, чем терять покупателя. Ведь увеличение цен на 1% снижает покупательскую способность на 5—6%. К тому же это выровнит цены — магазины побогаче цены сохранят, а победнее — поднимут, — говорит депутат Мосгордумы Михаил Вышегородцев. В то же время большинство регионов расширило список льготируемых (не облагаемых налогом с продаж) товаров, предусмотренный Федеральным законом (всего 30 наименований), так что туда вошло почти все, что продается. Москва повела себя сдержаннее — добавила в список лишь ряд овощей, муку, спички, чай и отечественные мыло, стиральный порошок и зубную пасту. А вскоре собирается от него вообще отказаться. Интересно, как поведут себя тогда цены на рынках? Конечно, тут налицо забота о налоговых органах — а ну как предприниматели будут писать в накладных, что продали вовсе не магнитофон, а 100 кг морковки? Кроме того, увеличение сборов после отмены льгот (кстати, на 60%) позволит увеличить размер субсидий и пособий малоимущим рублей на 100 (новый налог полностью направляется на социалку). Что предпочтительнее — получать лишних 100 рублей или наблюдать прежние цифры на ценниках, решат для себя сами малоимущие. Жалко только, их все равно никто не услышит... А официальная статистика такова. За 10 дней после введения налога цены на товары и услуги возросли лишь на 1,2%. За прошедшую неделю "Кампомос" повысил отпускные цены на 6—10%, Черкизовский, Перовский, Бирюлевский комбинаты — на 3—22%, 13-й и 15-й хладокомбинаты повысили цены на рыбу на 8—10%, ОАО "Моссахар" отпускает теперь сахар не по 7,2 рубля, а по 7,8. Мука подорожала на 2—13%. И еще. С конца августа 1998 года товарооборот в Москве упал на 40%... На рост московских цен повлияло и то, что, как на грех, с 1-го же июля российское правительство повысило НДС на 4 категории товаров (мясо, рыбу, яйца, сахар, а также на все их производные — колбасу, "кондитерку" и т.д.) с 10 до 20 процентов. Так что отчего именно сейчас все дорожает — без ста граммов не разберешься. Ясно одно: эта тенденция в ближайшие недели будет только усиливаться. Надо учесть, что пока распродаются ранее купленные партии товаров. РS. Департамент потребительского рынка хочет предложить властям собирать налог лишь с конечного звена, то есть с магазинов. Сейчас же налог берется со всей цепочки перекупщиков и производителей. Если этого не будет, то по мнению председателя департамента Владимира Малышкова, к осени цены возрастут максимум на 10%, а не в 4 раза, как ожидается. Его бы устами...



    Партнеры