ГОРЮЧИЕ СЛЕЗЫ

27 июля 1999 в 00:00, просмотров: 197

Прошедшая неделя вполне могла свернуть шею министру топлива и энергетики России Виктору Калюжному. Во всяком случае, подписанное на днях распоряжение Сергея Степашина о повышении экспортных пошлин на нефть — с 5 до 7,5 евро за тонну — стало сильным ударом для отраслевого министра. Совсем недавно он уверенно говорил, что если такое повышение и произойдет, то только "через его труп". В минувшие выходные никаких чиновничьих трупов ни у Белого дома, ни в Китай-городе (здание Минтопа) замечено не было. Похоже, Калюжный выжил — хотя и не без ущерба для своего авторитета... Цена на бензин продолжает расти. В Москве это заметно не так сильно, как в регионах, — городские власти пытаются сдерживать стоимость топлива "силовым" путем, однако долго это продолжаться не может. Любая попытка регулировать рынок искусственно приводит прежде всего к дефициту товаров. Если в соседней области литр 92-го бензина стоит, допустим, 6 рублей, то ни один нормальный бизнесмен не станет продавать его в столице по 4. Не добавляет оптимизма и тот факт, что введенный с 1 июля двухпроцентный налог с продаж "догрузил" примерно по 7—9 копеек за литр — деньги невеликие, но в масштабе города выливающиеся в весьма круглую сумму. И берут ее из нашего с вами кармана... Эксперты утверждают, что уже в ближайшее время в столице стоит ждать роста бензиновых цен на 10—12 процентов минимум. А перед этим — "хвостатых" очередей перед заправочными колонками. Многие автомобилисты наверняка постараются, не дожидаясь этого роста, залить топливо во все имеющиеся у них емкости. И что — опять нехватка топлива и "напряженка" на АЗС? 29 июля правительство России собирается провести специальное совещание с участием частных и государственных нефтяных компаний. И это говорит о том, насколько серьезная сложилась ситуация на нашем топливном рынке. Однако никаких "революционных" перемен после совещания ждать не стоит. Заранее известно, что будут говорить чиновники бизнесменам. Они станут уговаривать их выполнять т.н. картельное соглашение, по которому нефтяники до конца года обещали не повышать цены на топливо для российских потребителей, а государство, со своей стороны, — не менять для них правила игры, то есть не вводить запретительные экспортные пошлины. Соглашение, подписанием которого так гордился Виктор Калюжный и которое сегодня разрывается прямо на глазах. Коммерсантов понять можно — мировые цены на нефть растут (в конце прошлой недели они взлетели до 18,7 доллара за баррель), а внутренние — застыли на отметке в 3—4 раза ниже. И, конечно, любая поставка топлива за рубеж мало того что приносит "живую" валюту, так еще и солидную прибыль дает. Раз так, о каких "джентльменских соглашениях" может идти речь? Да ладно коммерсанты! В последнее время доходило до смешного: губернаторы некоторых регионов заказывали себе топлива якобы на посевную в несколько раз больше, чем в предыдущие годы. Первая же проверка показывала: топливо заливалось в танкеры и отправлялось за границу. Наверное, увеличение экспортных пошлин позволит правительству в какой-то степени остановить поток в прямом смысле утекающей из России нефти. Да и бюджет немного подлатать не вредно. Проблема лишь в том, что голыми административными мерами рынок долго не удержишь. И, немного насытив АЗС, властям все равно придется вновь поднимать розничные цены. Сначала на сам бензин, а потом (бензин, как известно, товар ценообразующий) и на все остальное... Отдел экономики.



Партнеры