КРЕМЛЬ ОБЗАВЕЛСЯ СИТОМ

3 августа 1999 в 00:00, просмотров: 388

Обеспокоенность Ельцина выборами в Госдуму достигла невероятных масштабов. До Кремля пусть не сразу, но дошло: эти парламентские выборы — ключ к президентским. Обеспокоилось вслед за президентом и правительство... Если учесть, что Кремлю хочется видеть совсем не тот депутатский корпус, что большинству избирателей, и если вспомнить, что премьер Степашин — человек военный и едва ли осмелится не подчиниться приказам своего Верховного Главнокомандующего, то установка Кремля на "честные и чистые выборы" внушает смутную тревогу. Одним из главных орудий в борьбе исполнительной власти за "честные и чистые" будет новый вариант Закона о выборах депутатов Госдумы. И его вольные трактовки. Закон этот, выношенный депутатами в мучительных борениях с самими собой и Кремлем, признан специалистами более тщательно и подробно прописанным, чем прежний вариант. Мол, наконец-то в его тексте поставлен заслон некоторым злоупотреблениям. Но злоупотребления можно найти у каждого, а вот у кого их искать и находить — будет решать действующая власть... При сборе "автографов" в пользу того или иного персонажа в подписных листах теперь обязательно должны содержаться сведения о наличии у него непогашенной или неснятой судимости с указанием статьи УК. Эти же сведения должны красоваться и в избирательных бюллетенях, и в поданных в избирком документах. Но некоторые высказывания Степашина и министра внутренних дел Рушайло внушают подозрения: в своем праведном намерении не допустить в Думу криминал они намерены каким-то непонятным с точки зрения права образом сделать достоянием гласности и данные оперативных разработок правоохранительных органов. Действительно, им там, в МВД или ФСБ, известно, что господин ворует, — должны же об этом знать избиратели, хотя дело в суд еще не передано и вообще, может быть, никогда и не будет передано, да и господин, может быть, еще и не ворует, а его просто подставили!.. Иногда достаточно одного намека на какие-то дела в прокуратуре или ФСБ, чтобы подпортить репутацию кандидата, особенно если это правильно подать через газеты или телеканалы. За примером далеко ходить не надо: история про фирму жены Лужкова... Потом выяснится, что капитал за рубеж фирма не вывозила, но скажут об этом совсем не так громко. Или вообще не скажут. Конечно, профессиональные держатели компромата — правоохранительные органы и прокуратура — не станут информировать народ о мнимых и действительных проделках всех без исключения кандидатов. А то граждане совсем с ума сойдут от необходимости выбирать между обвиняемыми в правонарушениях разной степени тяжести или, в самом лучшем случае, "проходящими по делу в качестве свидетелей"... Скорее всего, для одних выборы окажутся более чистыми, для других — менее. Отбор в эти две категории будет производиться на достаточно высоком уровне — можно не сомневаться. Да, еще кандидаты должны теперь представлять в избиркомы сведения о доходах (декларация за прошлый год с пометкой налоговой инспекции об уплате налогов), а также движимом и недвижимом имуществе. Между прочим, депутаты нынешней Думы, проголосовав за Закон о выборах, потом зачесали в головах, признавая, что погорячились: "Ни одного приличного человека в список теперь не включишь — как только укажет, что у него коттедж, так пиши пропало..." Конечно, можно кое-что и скрыть — они же у нас все, если судить по публиковавшимся ранее декларациям чиновников, голь перекатная: шесть соток и служебная квартира. Но недостоверность сведений, между прочим, может послужить основанием для отказа в регистрации и даже аннулирования результатов выборов, если страшный обман вскроется с большим опозданием. Естественно, ЦИК и окружные избиркомы не могут сами проверить достоверность представленных кандидатами данных. Этим должна будет заняться налоговая служба. А депутаты возьми да и нахально провали в последний день перед летними каникулами проект закона, который должен был прописать полномочия налоговых органов по проверке этих самых кандидатских деклараций. Между прочим, представитель Министерства по налогам и сборам тогда убеждал избранников, что для проверки всех деклараций и справок об имуществе никаких сил и средств у этого ведомства не хватит. Но не прошло и пары недель, как на встрече с председателем ЦИК Александром Вешняковым глава МНС Починок заявил: его подчиненные непременно займутся выискиванием из кандидатской массы неплательщиков налогов, и пусть нет закона — будет соответствующее постановление правительства. Но сил-то и средств у МНС нет! Значит, под "налогокосилку" попадут не все. Вот и еще одна возможность для исполнительной власти произвести отсев неугодных, причем на более-менее законных основаниях... А есть еще и требование к кандидатам непременно указывать всюду наличие двойного гражданства, если оно имеет место. Да еще и с причинами получения. Опять требуется проверка, с привлечением материалов МВД и ФСБ... Опять всех не проверят: дело это не такое уж быстрое, если вспомнить, как долго выяснялось, есть ли второе гражданство у Березовского в бытность его заместителем секретаря Совбеза... Опять возможность кого-то "отчистить"... Так что флаг исполнительной власти в руки. Вернее, не флаг, а сито. Более чем удобное для отсева неугодных... P.S. Судя по высказываниям самого президента, ему хотелось бы видеть Думу практически без коммунистов. Судя по действиям некоторых членов президентской администрации, Кремлю хотелось бы видеть Думу и с возможно меньшим числом сторонников Лужкова. Вот вам и первейшие кандидаты на отсев.



Партнеры