КОМУ С ИНТЕРПОЛОМ ЖИТЬ ХОРОШО...

6 августа 1999 в 00:00, просмотров: 339

Россиянин, понимаешь, — наивный человек. Свято верит в то, что его фамилия в "свидетельстве о регистрации транспортного средства" — лучшее доказательство его права на эту собственность. Мол, за тачку заплатил, штампик получил, значит, мое, кровное... А ни фига! Почти 500 тысяч таких наивных по всей Руси "великой" сегодня нервно грызут ногти — на их законно приобретенные автомобили вдруг начали претендовать за рубежом прежние владельцы. И — смешно сказать — у одного авто вдруг оказалось два вполне законных хозяина. Как делить-то будем? Столичные судьи посовещались и решили не принимать к рассмотрению дела о признании права собственности на украденную тачку. И тогда 16 июля, после выступления Коллегии правовой защиты автовладельцев, ГУВД столицы издало приказ №470 "Об утверждении "Инструкции об организации деятельности служб и подразделений ГУВД г. Москвы при выявлении автомашин, числящихся в розыске по инициативе НЦБ Интерпола". Механизм исполнения приказа, вступающего в силу 31 августа, весьма затейлив: при выявлении автомашины, находящейся в розыске по линии Интерпола, сотрудник милиции обязан предложить водителю проехать в ближайшее ОВД, Там у него будет изъято "свидетельство о регистрации", а взамен выдана копия протокола изъятия, которую при проверке документов на постах могут принять в качестве временной альтернативы техпаспорту, а могут и отвергнуть. Пострадавшему будет предписано в течение месяца явиться в МРЭО по месту регистрации автомобиля, куда будет передано изъятое свидетельство. Там автовладельцу торжественно вручат новое с пометкой: "РОЗЫСК ИНТЕРПОЛА. БЕЗ ПРАВА ОТЧУЖДЕНИЯ". А информация о том, что угнанная и найденная автомашина находится у гражданина Никанорова, немедленно уйдет в НЦБ Интерпола. Бедный Никаноров сможет целый год пользоваться автомобилем, но не сможет его продать. И лишь через год, если Интерпол не найдет прежнего хозяина, Никанорову выдадут новое, уже третье "свидетельство о регистрации" с отметкой "РОЗЫСК ИНТЕРПОЛА", и он обретет, таким образом, возможность наконец-таки автомобиль продать. При этом у каждого российского владельца такой машины будет почти стопроцентный шанс остаться при ней, поскольку пока ни одна западная страховая компания не обратилась с исковым заявлением в российский суд с требованием вернуть ей угнанный автомобиль. Многострадальное авто из базы данных Интерпола снято, однако, не будет. В розыске ему предстоит числиться вопреки мировой практике не 5, а целых... 10 лет. И все это время машина может свободно эксплуатироваться исключительно на территории России. При выезде за рубеж тачку могут запросто изъять. По некоторым данным, задержанием чреват выезд даже в Подмосковье. Стоит ли расценивать шаг столичного ГУВД навстречу ни в чем не повинным автовладельцам как прогрессивный? С точки зрения облегчения их участи — несомненно. Даже при том, что каждому пострадавшему придется обивать пороги в ОВД и МРЭО, терять в очередях время и нервы — доказывая, что он не вор. Это шаг вперед еще и потому, что гражданину теперь не откажут в регистрации транспортного средства, как это было еще вчера в нарушение Гражданского кодекса. А с позиций федеральных законов Инструкция противоречит едва ли не всем соответствующим нормам права. Незаконен, во-первых, сам штамп "РОЗЫСК ИНТЕРПОЛА". Ведь согласно статье 35 Конституции РФ собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом. Иначе говоря, может его продать, подарить, заложить или завещать. И разрешение органов внутренних дел на это не требуется. Противозаконно и требование обнаружившего на дороге "интерполовскую" тачку инспектора, предъявленное водителю, сдаться в ОВД и явиться в ГИБДД: ведь на момент регистрации транспортного средства у ГИБДД претензий к гражданину не было. И правоохранительные органы, выдав автовладельцу техпаспорт, сами подтвердили юридическую чистоту автомобиля. И почему черная метка остается в техпаспорте еще десяток лет, ежели никто в течение контрольного года не заявил на автомобиль свои права? Инструкция называет неистребимую черную метку проявлением заботы о будущем владельце такого авто. Мол, каждый имеет право знать, какую машину покупает. Весьма высоконравственно. Но сколь правомерно вопреки желанию нынешнего хозяина снижать черной меткой продажную стоимость машины? Логичнее было бы выдавать гражданину вкладыш-приложение к техпаспорту с этой самой отметкой, чтобы он предъявлял его на постах только в случае проверки на угон и не заставлял каждого встречного инспектора с первой же минуты общения разглядывать себя с особым подозрением. Пока приказ не вступил в законную силу, Автосалун не рекомендует выезжать на дорогу, если вы уверены в том, что ваш автомобиль находится в розыске у Интерпола, но еще не обнаружен правоохранительными органами. Потерпите до последнего дня последнего месяца лета. И лишь потом сдавайтесь... В.Т.



Партнеры