СЫН ВЕРЫ МУХИНОЙ ДЕНЕГ ОТ “МОСФИЛЬМА” НЕ ПОЛУЧИТ?

14 сентября 1999 в 00:00, просмотров: 636

Беспрецедентное дело рассматривается сейчас в Никулинском суде города Москвы. Сын знаменитого скульптора Веры Мухиной, Всеволод Замков, требует взыскать с киноконцерна "Мосфильм" 50 тысяч минимальных окладов, или чуть больше 160 тысяч долларов. Деньги эти Замков собирается получить за то, что "Мосфильм" больше пятидесяти лет использовал в качестве своей торговой марки изображение знаменитой скульптуры "Рабочий и колхозница", автором которой является Вера Мухина. Почему свой иск к "Мосфильму" Всеволод Замков предъявил именно сейчас, а не десять, двадцать или тридцать лет назад? Ведь и тогда он уже был наследником авторских прав Веры Мухиной, в которые вступил спустя полгода после смерти матери (Вера Мухина умерла в октябре 1953 года). А все дело в том, что подобная идея просто не приходила ему в голову. До тех пор пока на горизонте не появилась некая юридическая контора, которая, взяв себе яркое название (сходное с известной всем Инюрколлегией), решила распахать пока еще совсем не паханное поле в области защиты авторских прав. Юристы фирмы сами вышли на сына Мухиной после того, как табачная фабрика "Ява" по собственной инициативе выплатила ему компенсацию за использование изображения "Рабочего и колхозницы" в рекламных целях, и убедили его, что можно через суд получить немалые деньги не только с "Мосфильма", но и с многочисленных предприятий, которые, не задумываясь о последствиях, используют в качестве торговой марки знаменитую скульптуру. Впрочем, как раз с "Мосфильмом" у сына Мухиной и его юристов могут возникнуть проблемы. У "Мосфильма" есть неопровержимые доказательства того, что изображение "Рабочего и колхозницы" используется им вполне на законных основаниях. Как известно, впервые скульптура появилась в фильме "Весна" режиссера Александрова в 1947 году по личному распоряжению Сталина, который таким образом стремился поднять патриотический дух в голодной и разрушенной войной стране. А спустя три года между Верой Мухиной и "Мосфильмом" был заключен договор, по которому она должна была выполнить копию скульптуры специально для съемок торговой марки. За эту работу Мухина получила 20 тысяч рублей, и семь с половиной тысяч дополнительно — за использование изображения скульптуры в кинофильмах студии. Самое интересное — оригиналы всех этих договоров и платежных ведомостей хранились до недавнего времени в личном деле Веры Мухиной в Государственном архиве литературы и искусства, куда их сдал когда-то сам Замков. Скорей всего адвокаты Замкова необоснованность этой претензии прекрасно понимают, и на днях на уже третьем по счету собеседовании предъявили "Мосфильму" новые требования. Во-первых, по их мнению, "Мосфильм" не имеет права без разрешения сына Мухиной использовать трехмерное изображение скульптуры (как известно, на кинопленке скульптурная композиция совершает поворот). А во-вторых, на пленке, по их мнению, должна быть указана фамилия автора скульптуры. Требовала ли сама Мухина, чтобы ее имя было увековечено рядом с изображением скульптуры, неизвестно — по крайней мере письменных свидетельств этому нет. Само же желание наследника вполне легитимно и соответствует статье 15 Закона об авторском праве и смежных правах. Как разрешится эта ситуация, покажет время — заседание суда по первому громкому делу из области авторских прав намечено на конец ноября. И это только начало. Адвокаты Замкова не собираются останавливаться на деле о "Рабочем и колхознице". Недавно они вышли на наследников знаменитой в прошлом певицы Лидии Руслановой и собираются отсудить для них большую денежную компенсацию у Федеральной службы безопасности, которая, как известно, является правопреемницей КГБ и НКВД, за конфискованные у Руслановой ценности при ее аресте в 1945 году.



Партнеры