ПРОДАННЫЙ ГОЛОС, или Урна для нигилиста

Шоу уже началось. Мы и заметить не успели, как город превратился в настоящую трибуну для желающих обзавестись депутатскими корочками после ближайших выборов. Трибуна на Васильевском спуске с песнями, плясками и халявными майками. Трибуна в рекламный прайм-тайм на ТВ, когда между рекламами прокладок и жвачки появляется до тошноты знакомый дебиловатый лик на фоне триколора. Трибуна, в конце концов, возле вашего дома — в виде щитов, подходящих скорее для рекламы голливудского триллера. Даже развешанные по всей Москве таинственные плакаты “Когда я вернусьѕ” все на полном серьезе принимали за кампанию очередного блока, пока не выяснилось, что это всего лишь реклама водки. Для кого, спрашивается, весь этот кошмар? Понятно, что для нас, родимых, — для избирателей. Но есть тут один маленький нюанс: чтобы победить на выборах, кандидатам придется любыми путями привести к урнам как можно больше представителей той части электората, которой вся эта политика — до балды. В смысле — студентов. Грядут новые выборы. Как собираются увещевать молодежь на этот раз? Какими коврижками будут выманивать ее из теплых норок на декабрьский мороз? Прокомментировать ситуацию мы попросили нескольких специалистов по политическим технологиям из крупнейших столичных агентств public relations. Анонимность в данном случае связана не столько с нашим нежеланием делать агентству лишнюю рекламу. Просто объективность оценки требует отвлеченности от раскрутки собственных кандидатов. Как это делается? По мнению пиарщиков, уже сейчас ясно, что основная борьба за голоса молодежи развернется между "Отечеством" и Союзом правых сил. Причем последние явно будут делать на молодых избирателей если не основную, то по крайней мере очень большую ставку. И те и другие уже опробовали такой неоригинальный вид рекламы, как грандиозное шоу. Неоригинальный, зато приносящий видимость действия. Когда "Правое дело" проводило свою акцию "Ты прав" в Ярославле — весь город после этого поголовно облачился в майки с соответствующим лозунгом. В Москве после аналогичного шоу с раздачей трикотажа такого ажиотажа почему-то не наблюдалось. То ли маек не хватило, то ли столичная публика слишком снобистски настроена, чтоб щеголять по улице с таким воззванием на груди. Акция "Неофициальная Москва", организованная с подачи Кириенко в День города, — еще один реверанс в сторону молодежи. "Правые — свои в доску ребята, не то что номенклатурщики из "Отечества", — читается между строк. По некоторым данным, вопрос о курсе "Сделаем голосование модным" даже специально обсуждался в руководстве "Правого дела". Говорят, идея понравилась. Насколько это эффективно? Сегодня специалисты сходятся во мнении: время, когда шоу играли хотя бы минимальную роль, прошло. Нынче организация мероприятий наподобие того же "Ты прав" — всего лишь один из способов перекачать крупную сумму из кармана кандидата в карман PR-агентства. В 96-м предвыборные концерты несли в себе четкую идеологическую установку: либо мы, либо коммунисты. На предстоящих выборах такая дилемма не проканает. Вообще, как показывает практика, подобные гулянки привлекают в основном публику 14—16 лет от роду, то есть не достигшую избирательного возраста. А следовательно — абсолютно бесполезную. Как можно еще? Конечно, не одни только правые поведут бой за молодежь. И не одними только концертами. "Яблоко" и коммунисты, например, скорее всего, начнут жесткий идеологический прессинг. В случае с красными все ясно: они просто не успеют включиться в кампанию, да и имидж, знаете ли, не очень-то позволяет рэйвы устраивать. Что касается Явлинского, то, как язвительно отозвался один из наших консультантов, "его избирательный штаб не обладает ни финансами, ни умом". Зато Григорий Алексеевич обладает немыслимой силы обаянием. Не терпящий сомнений в искренности взгляд обеспечил ему огромное количество поклонников в студенческой среде. На его выступления в МГУ набивалось столько народа, сколько на Горбушке во время рок-концерта иной раз не встретишь. Наконец, третья группа — ЛДПР и экстремистско-патриотические блоки. Эти ребята будут строить свою PR-политику на жестком эмоциональном прессинге. Молодежь у нас, как известно, делится на две основные категории: пофигисты и нонконформисты. На последних большое впечатление производят призывы типа "Родина в опасности". Этот прием, успешно отработанный РНЕ (как известно, дружина юных чернорубашечников никогда не испытывала дефицита в кадрах), несомненно будет использован в ходе кампании. Другое дело, что здесь чистым пиаром не обойдешься: нужен непосредственный контакт с электоратом, озабоченным судьбами страны. Но если прикинуть, сколько уже денег тот же Жириновский вбухал в одни только рекламные ролики, можно предположить, что он готов поработать с каждым своим поклонником отдельно. Не так давно в Госдуме проходила конференция, посвященная именно этому животрепещущему вопросу: как загнать молодежь на выборы? Специально приглашенный из Франции гость — представитель крупного политологического фонда — рассказывал, как обстоят с этим дела на Елисейских Полях. Объяснял, что в странах с развитой демократией никому — будь он 14 или 90 лет — не надо объяснять, что такое гражданский долг, тем более что на исполнение оного уходит 5 минут от силы. В конце концов, француз дошел до того, что начал втолковывать прописную истину: на выборы молодежь пойдет, если хоть один кандидат будет внушать доверие. И никак не мог понять, почему это русские все обсуждают какие-то концерты и презентации. Какое отношение все это имеет к выборам?! Действительно, какое? Российские молодые политики рассуждали о том, что у нашей страны-де нет лидера, за которым вся молодежь гуськом потянулась бы на участки отдавать свои голоса. Вот, например, молодое — во всех смыслах — движение "Поколение свободы" пытается создать этакого гражданского идола из фигур типа Александра Невского. Якобы на Западе такие лидеры существуют уже давно и весьма успешно справляются с функцией пастырей. Да, в Америке был Фрэнк Заппа. Он говорил, что люди, которые не ходят на выборы, — не его публика. Что он не хочет слышать воплей недовольства жизнью от субъектов, которым трудно проголосовать. Он выпускал пластинки с наклейкой, призывающей голосовать, на обложке. Было движение "Rock The Vote" ("Рок голосует"), участники которого — цвет американской рок-музыки — придерживались того же мнения: ты можешь проголосовать против всех, но ты должен проголосовать. Все это так. Одно "но": все эти люди агитировали не за какую-то партию и не за какое-то движение, хотя, без сомнения, имели собственные предпочтения. Они взывали именно к гражданской сознательности, как бы пошло это ни звучало, и делали это бескорыстно. Весьма сомнительно, что кто-нибудь из отечественных рок-легенд сделает что-нибудь подобное без предоплаты от какого-либо движения... Впервые стало ясно, что без молодых голосов не обойтись, в 1996 году — на президентских выборах. Акция "Голосуй, или проиграешь!", как принято выражаться, вошла в каждый дом. Любое мероприятие, хоть каким-то боком связанное с молодежью, проходило под этим знаком. Культ, сравнимый разве что с юбилеями города Москвы и поэта Пушкина. Правда, ситуация тогда была другая: выбирать приходилось не президента, а стиль жизни, если можно так выразиться. Именно поэтому ключевое слово "Ельцин" озвучивалось не слишком часто: цель была привести юных раздолбаев на избирательные участки, а уж в том, что они проголосуют за демократию, сомнений не было. Немало помогли Ельцину и СМИ, денно и нощно пытавшиеся пинками растолкать совесть инфантильной молодежи апокалиптическими картинами ГУЛАГа, красных командиров и отсутствия западных компакт-дисков. Оппонент Ельцина — Зюганов — тем временем не особо старался обратить на себя внимание тинэйджеров, рассчитывая на проверенную гвардию пенсионеров. Пока Ельцин отплясывал лезгинку с Женей Осиным, Зюганов кружил хоровод с какими-то ошалевшими от счастья старушками. Единственное же "продвинутое" шоу под кодовым названием "Молодежь выбирает Зюганова" больше походило на цирковое представление, ибо состояло из выступлений группы "Голубые береты", Сергея Крылова и трио "Реликт". Хорошенькая альтернатива, учитывая то, что в это время по России гремели "ельцинские" концерты с участием всех российских топ-звезд. Конечно, после оглашения результатов выборов зюгановские коллеги метали громы и молнии: мол, с такими деньгами и мы бы выиграли! — они после драки, как известно, долго еще остановиться не могут. Мощная PR-компания достигла своей цели. Легендарная аполитичность российских студентов дала трещину. Впрочем, есть шанс это еще раз проверить...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру