СТОЛИЧНЫЕ ПРИБАМБАСЫ

29 сентября 1999 в 00:00, просмотров: 307

Пусть ваша Пиза обзавидуется! Москву издавна любят величать "третьим Римом". А как насчет того, чтобы присвоить ей ранг "второй Пизы"? Правда, столь знаменитой падающей башни в нашем городе не имеется, но есть несколько старинных колоколен, отклонившихся за долгие годы своего существования от подобающего им вертикального положения. Нет-нет, счет этим отклонениям идет не на метры, а лишь на десятки сантиметров, и все-таки подобные "архитектурные аномалии" вполне заметны для внимательного взгляда. Пожалуй, самой достойной конкуренткой Пизанской башни в Москве является колокольня церкви Всех Святых, находящаяся возле станции метро "Сокол". Из числа других "падающих башен" в Первопрестольной можно назвать колокольни при церквах Максима Блаженного (ул. Варварка), Всех Святых на Кулишках (Славянская пл.), Св. Николая-Чудотворца (Комсомольский просп.)... Небольшой наклон имеет даже колокольня знаменитого Покровского собора на Красной площади. В отличие от главной достопримечательности города Пизы наши московские "отклонисты" особых беспокойств у специалистов не вызывают. Архитекторы-реставраторы убеждены, что никакие аварии и разрушения упомянутым колокольням не грозят. Вплавь по Белокаменной А что, господа, не прокатиться ли нам на теплоходе от Северного речного вокзала мимо Останкинского телецентра к ВДНХ? Или можно еще рвануть на катере с Пироговского плеса до музея Коломенское... Бред какой-то, подумаете вы. Действительно, если взглянуть на карту современной Москвы, подобные водные маршруты покажутся совершенно нереальными (разве что волоком "речной трамвайчик" по столичным улицам тащить!). Но лет шестьдесят назад к высказанному здесь предложению отнеслись бы вполне серьезно: "Подождите чуть-чуть, товарищ. Вот построим Северный и Восточный каналы — тогда и поплывем из Химок в Коптево, в Останкино, в Нагатино и Коломенское!.." Генеральным планом реконструкции Москвы, утвержденным ЦК ВКП(б) в 1935 г., предусмотрено было создание в черте города огромного водного кольца, образуемого реками Москвой и Яузой, каналом Москва—Волга и еще одним, так называемым Северным каналом. Кроме того, должна была появиться "рукотворная река", ведущая от Яузы напрямую к Нагатинской излучине Москвы-реки. По этим новым водным магистралям грузовые и пассажирские суда могли плыть из Химкинского водохранилища кратчайшим путем — минуя центр столицы — до Южного речного порта. Грандиозный гидротехнический проект предполагал превратить социалистическую Москву в подобие итальянской Венеции. Каналы 25-метровой ширины и глубиной свыше двух метров прорезали бы территорию Главного Ботанического сада, усадьбы Останкино, знаменитого в народе Сукина болота... При впадении в Яузу Лихоборки (район нынешней станции метро "Ботанический сад") зарезервировано было место для большущего водохранилища. На Яузе и на каналах собирались построить несколько шлюзов, более двух десятков пассажирских пристаней... Однако Венеции из Москвы не получилось. Идея создания "водного кольца столицы" тлела вплоть до начала 60-х годов, но так и осталась лишь на бумаге. Лестницы в никуда Подобные "архитектурные излишества" можно обнаружить на некоторых станциях Московского метрополитена. Вереница их широких гранитных ступеней упирается в стену или приводит к какой-нибудь дверце явно служебного назначения. А что же там, за этой преградой? И зачем было такую монументальность городить? Вот, скажем, "Ленинский проспект". Здесь центральную часть подземного зала загромоздили капитальные лестничные марши, которыми никогда не пользовались пассажиры. Оказывается, во времена строительства Калужского радиуса метро в очередной раз "возродилась из пепла" мысль использовать Окружную железную дорогу для пассажирских перевозок. Поэтому "Ленинский проспект" проектировали как пересадочную станцию, где можно было бы перебраться с линии подземки на поезда, курсирующие по Малому кольцу. Однако идею "опассажиривания" кольцевой "железки" не реализовали до сих пор, и наземная станция в районе Ленинского проспекта построена не была. Так и остался в итоге метродворец с двумя совершенно ненужными лестничными всходами посреди зала. На "Красносельской", "Сокольниках", "Киевской"-радиальной и некоторых других старых станциях "лишние" лестницы соорудили, что называется, впрок — для дополнительных выходов в город, которые планировалось здесь когда-нибудь построить. Это "когда-нибудь" по прошествии нескольких десятилетий кажется уже весьма проблематичным... Но лестницы стоят нерушимо. Зато на "старой" "Арбатской" подобная "запасная" лестница в торце зала служит вполне практическим целям. Как утверждают сведущие люди, за закрытыми для простых смертных дверями, к которым подходят лестничные марши, скрывается тоннель для перехода на станцию "правительственного сабвея" (известного как "метро-2"), расположенную под зданием Министерства обороны.



Партнеры