МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН...

29 сентября 1999 в 00:00, просмотров: 258

Государственная Дума становится предсказуемой: как и ожидалось, она отклонила проект федерального бюджета на 2000 год в первом чтении. Но отклонила не окончательно и бесповоротно, что означало бы выражение недоверия нынешнему кабинету министров. Проект бюджета отправлен в трехстороннюю согласительную комиссию. Теперь представители обеих палат парламента и правительства попытаются сделать из вызывающего у депутатов изжогу документа что-то удобоваримое. Такого скучного обсуждения Дума еще не видела. По сценарию, представители правительства — министр экономики Андрей Шаповальянц и министр финансов Михаил Касьянов — должны были убедить депутатов в том, что в следующем году производство в России вырастет на 4 процента, инфляция составит 18 процентов годовых, а один доллар к следующему Новому году будет стоить не больше 32 рублей. Но депутаты не поверили. Они утверждали, что инфляция будет выше, курс доллара — вообще непонятно какой, рост производства маловероятен, а если случится — то непонятно за счет чего. Еще депутатам очень не нравилось, что большая часть расходов бюджета будет направлена на погашение внешнего долга, а на финансирование науки, образования, промышленности и т.д. — "что останется". Все фракции и депутатские группы, кроме фракций ЛДПР и НДР, высказались против принятия бюджета в таком виде. Никакой альтернативы никто не предлагал — разве что лидер фракции "Яблоко" Григорий Явлинский. Он изложил залу основные принципы так называемого бюджета "Яблока", который является по сути дела экономической предвыборной платформой партии. В этом проекте предусматривается значительное снижение налогового бремени (в среднем на 20%), повышение заработной платы бюджетникам в 1,4 раза и значительное увеличение расходов на национальную безопасность — в 1,5 раза. Кроме того, "Яблоко" предложило отказаться от внешних заимствований. Скорее всего депутаты все-таки постараются сделать так, чтобы бюджет был принят до окончания срока их полномочий, хотя сделать это будет очень нелегко. Каждому депутату нужно выбить хоть что-то для своего региона, предприятия или группы населения, но из такого бюджета выбить что-либо крайне трудно. С другой стороны, по Государственной Думе уже бродит страшный призрак "финансирования по 1/12" — по закону, если бюджет не принят до начала года, правительство финансирует все статьи, исходя из расчета 1/12 от показателей бюджета прошлого года, а это, как правило, для большинства означает сокращение получаемых средств. У правительства, председатель которого Владимир Путин лично прибыл на заседание Думы, есть и еще одна "догонялка" для Думы: ситуация в Дагестане и на Северном Кавказе в целом не допускает нерешенности вопросов финансирования армии и силовых структур, а без бюджета решить эти проблемы будто бы невозможно. Марина ОЗЕРОВА. Р.S. "Мы делили апельсин, много нас, а он один". Эта детская песенка лучше других слов отображает процесс дележки казенных денег в России с ее отнюдь не детскими проблемами. Девять лет подряд наши законодатели принимали абсолютно нереальные бюджеты, которые познакомили простых россиян с секвестром и дефолтом. Девять лет подряд правительства разной ориентации уперто навязывали России долговую схему развития экономики. Таким был и бюджет, верставшийся с надеждой на западную помощь. Подкормка оказалась не в коня. Экономика России за эти несколько лет превратилась в настоящую клячу. Все эти годы бюджеты были четко ориентированы на три глобальные задачи: выплату долгов, содержание чиновничьего аппарата и поддержание социального мира — то есть минимальные, на грани физического выживания выплаты для бюджетников и пенсионеров. Такая политика высасывала из экономики последние соки. И теперь тот потенциал, что еще позволял России держаться на плаву, практически исчерпан. У правительства еще есть шанс изменить ситуацию, приняв так называемый эмиссионный бюджет, который заставил бы государство вкладывать деньги в реальный сектор экономики. И одновременно — строго отслеживать путь каждого свеженапечатанного рубля. Но, как говорится, не в этой жизни. Правительство пока этим шансом явно манкирует во имя все тех же долговых выплат. Даже зная, что Запад согласен на отсрочку... К сожалению, из-за недоработок в Конституции рассмотрение альтернативных правительственному проектов бюджета невозможно. В этом году свой проект как идею предложила фракция "Яблоко". Он лучше, чем правительственный, поскольку предусматривает заморозку всех долгов и снижение налогов. Тем не менее он так же губителен для России, поскольку построен на том же принципе дележа тришкиного кафтана. Наши экономисты, которые называют себя монетаристами, по-прежнему считают, что промышленность — набор бухгалтерских отчетов и платежек. И стоит только изменить порядок цифр в графах и столбиках, как все чудесным образом заработает. На деле же любая экономика — это сложная система взаимоотношений, куда входит менеджмент, рынок труда, инвестиции, но главное — политическая и законодательная стабильность. В России, где налоговая система может меняться каждый квартал, о постоянстве приходится только мечтать. Авторы обоих вариантов бюджета вновь наступают на те же грабли — жесткую привязку к доллару. Именно в ней — источник наших бед. Стоило случиться 17 августа, которое сделало доллар "золотым", эта сцепка была разорвана. Оказалось, что наша промышленность все еще может работать. Вопреки, а не благодаря. Отдел экономики.



Партнеры