ГРОБЫ НА КОЛЕСАХ

30 сентября 1999 в 00:00, просмотров: 883

Это аксиома — террористы во всем мире отдают предпочтение транспорту. Факты свидетельствуют: чаще всего взрывы происходят в самолетах, поездах, троллейбусах, автобусах, на станциях и в вагонах метрополитена. Далеко за примерами ходить не надо — свежа память о взрывах на станциях "Тульская", "Третьяковская", в троллейбусах... Мы уже писали о том, что делается и что еще нужно сделать для безопасности столичного транспорта. И хотя взрывы вроде бы смолкли, ситуация в Москве остается напряженной. Спросите самих себя, своих близких: чувствуете ли вы себя защищенным, ну, например, в метро? В процессе расследования на волнующую большинство горожан тему "Готов ли Московский метрополитен к терактам и другим форс-мажорным обстоятельствам?" корреспонденту "МК" стали известны любопытнейшие и одновременно пугающие факты. Да, об этом говорят сейчас на каждом шагу: контроль за метрополитеном усилен. Из вагона в вагон так и шныряют люди в форме и без формы. Вроде бы можно ехать спокойно: если рядом милиционер, ничего произойти не должно. Но иногда все же закрадывается подлая мыслишка: а если?.. Не хотим никого пугать, просто разберем предполагаемую ситуацию теракта в метро "по полочкам". Взрыв неминуемо вызовет пожар. (Впрочем, в метро может быть и самый обычный, "бытовой" пожар. Кстати, как свидетельствует статистика, в год их случается порядка пятнадцати. По причинам неисправности электрооборудования, неосторожности в обращении с огнем, в курении и т.д.) Известно: метровагон горит 7—10 минут. Интересно, будут ли шансы у пассажиров спастись? Вот тут масса вопросов. Первое. По крайней мере перейти в безопасный, например, соседний вагон, они точно не смогут. И останутся узниками в задымленном, закрытом со всех сторон пространстве. Тут не обойтись без истории. Первый опытный вагон для Московского метрополитена был построен в 1934 году. За основу взяли конструкцию аналога из нью-йоркской подземки, которую наши спецы "содрали" почти подчистую. Получился т.н. "вагон типа А". Между тем коллеги капиталисты, исходя из соображений безопасности, давно модернизировались. В частности, ввели в метропоездах сквозной проход, как в электричках, чтобы пассажиры во время движения могли переходить из вагона в вагон. У нас же все осталось по-старому. Мы еще в 1934-м. Хотя, как стало известно "МК", в 1971 году, когда метростроевская делегация вернулась из Америки, вопрос по введению сквозного прохода обсуждался. Но советские метрочиновники так и не договорились. "В нашем метро слишком большой пассажиропоток, мы создадим толчею и неудобства, если разрешим пассажирам бегать туда-сюда" — такой аргумент убедил всех окончательно и бесповоротно. Идею похоронили. Вместе с десятками пассажиров. Правда, не в Москве — в Баку. Там в начале 90-х годов от пожара погибло 300 человек. Причина — никто не мог выйти из полыхающего вагона. — Сейчас технические разработки позволяют ввести в Московском метрополитене сквозной проход, — поделился с корреспондентом "МК" один бывший ответственный работник метрополитена. — Хорошо, когда пассажиры просто едут, может, и неразумно открывать все двери. Но в случае нештатной ситуации машинист вполне мог бы одним нажатием кнопки открывать все переходные двери. И люди могли бы спокойно перемещаться в безопасные места — куда еще деваться, если, например, полыхнет в тесном тоннеле? Такое предложение уже поступало руководству метрополитена, но реакции — ноль. Второе. Сквозной проход — еще не гарантия безопасности. Даже если из аварийного вагона люди смогут выбраться, куда они пойдут? Если огненное ЧП произойдет, например, в тоннеле под Ла-Маншем, то там через каждые 375 метров есть специальные аварийные отсеки. А что у нас? У нас такие "отсеки" тоже вроде как есть. Но они ведут к тоннелям других линий. И они на ЧП никак не рассчитаны. Так, несколько лет назад в одном из составов метро случилась авария, испуганные пассажиры разбрелись по подземелью кто куда. Все руководство метрополитена три часа стояло "на ушах" в поисках заблудившихся. Благо всех нашли, все остались живы... Третье. Легко ли заложить в вагоне взрывчатку? После взрыва на "Тульской" руководство метрополитена все же схватилось за голову. И приняло срочное решение о блокировании сидений в вагонах — чтобы никто не смог под них ничего засунуть. За два месяца весь парк (а это 4,5 тысячи единиц) был переоборудован. Плюс машинистам стали доплачивать 5% оклада за то, что при выезде из депо они проверяют все "диваны" — если хоть один не закрыт, состав не имеет права трогаться. А до этого случая, видно, никому в голову не приходило, что заминировать вагон — проще простого. Но вскоре "диванную" бдительность благополучно ослабили. Как сообщил наш источник (кстати, еще недавно высокий метрополитеновский чин), сейчас хотя бы один диван в любом вагоне приоткрыть можно. Неужели, спросите вы, руководство метрополитена не видит столь очевидного? Нет, конечно же, видит. После взрыва на "Тульской" по указанию МВД во ВНИИ вагоностроения в срочном порядке были разработаны и 27 июля 1996 года введены новые "Нормы пожарной безопасности" для метровагонов. Цитируем пункт 8 этих "норм": "Конструкция вновь изготавливаемых вагонов должна обеспечивать возможность передвижения пассажиров вдоль состава с выходом их на путь из головных вагонов", "...вагоны должны быть оборудованы устройствами, позволяющими из кабины управления одновременно открыть замки переходных дверей всех вагонов поезда", "в каждом вагоне... должны быть вывешены правила поведения пассажиров в случаях обнаружения признаков возгорания..." В общем, слово в слово — то, о чем писано выше. И что вы думаете? За минувшие три года эти требования хотя бы чуть-чуть выполнены? Даже элементарного — правил поведения в случае пожара — нет ни в одном вагоне! Мало того, мытищинский завод продолжает выпускать (а метрополитен покупать) все новые и новые не соответствующие нормам модели. Хотя, удовлетвори метрополитен и вагоностроители, заботясь о нашей безопасности, "прихоть" пожарных — стоимость вагонов, по расчетам инженеров, возросла бы на... 0,01%. Неужели для того, чтобы московское метро стало более "законопослушным", нужен еще один взрыв? Впрочем, для пассажиров подземки есть утешительные новости. Один экспериментальный, безопасный для пассажиров состав со сквозным выходом все же имеется в депо "Свиблово". В нем первый вагон оборудован опускающимся трапом (по нему можно сбежать в случае ЧП на уже обесточенные рельсы). И все бы хорошо, если бы не два слова — "один", "экспериментальный". Такая вот гарантия безопасности в крупнейшем и "самом красивом" метрополитене мира... Наконец, несколько советов. Так (не дай Бог), на всякий случай. Как объяснили нам специалисты, самые безопасные места в вагоне метро — у первой и последней дверей. Лучше стойте к ним лицом или спиной. Тогда, по крайней мере в случае паники, вы пострадаете меньше других. В остальном остается полагаться лишь на страховой полис.



Партнеры