С БОЕВОГО ЗАДАНИЯ НЕ ВЕРНУЛСЯ...

6 октября 1999 в 00:00, просмотров: 390

Два сбитых с начала наземной операции в Чечне самолета — фронтовой бомбардировщик Су-24 и фронтовой штурмовик Су-25 ("Грач") — свидетельствуют о напряженности боев и применении боевиками эффективных средств ПВО. Вероятнее всего, террористы использовали переносные ПЗРК типа "Стингер" американского производства или российской "Стрелы" (вероятно, и более совершенной "Иглы"). Оружие это весьма дорогостоящее и требует к тому же хорошо подготовленного стрелка — скорее всего иностранца-наемника, прошедшего обучение в лагерях Афганистана или Пакистана, где эти ПЗРК широко применяются. И если подбить штурмовик "Грач" можно даже из крупнокалиберного стрелкового оружия или зенитной установки ЗУ-24-2 (на выходе из пикирования, когда скорость самолета падает), то Су-24 — уже мишень для более серьезного противозенитного средства. Бомбардировщик работает на больших высотах и скоростях и способен производить прицельное бомбометание с расстояния в 20—30 километров, не входя в зону действия средств ПВО противника. ПЗРК "Стингер" способен доставать самолеты на высоте 6—7 километров, когда ракета идет на тепло сопла двигателя. Довольно успешно применяемые тепловые ловушки (так называемые "отстрелы") летчик использует самостоятельно, при визуальном обнаружении преследующей его зенитной ракеты. Как утверждают военные, сейчас вся авиация, участвующая в боевых действиях на Северном Кавказе, оборудована специальным оборудованием, предупреждающим пилота о пуске ракеты. Вероятно, пилота подвели приборы или "Стингер" изначально встал на след именно самолета и не отвлекся на "отстрел", температура горения которого превышает тепло двигателя лишь на коротком временном отрезке. На сегодняшний день счет потерь самолетов на дагестанско-чеченском театре военных действий составляет три единицы. Первый самолет — штурмовик Су-25 — был подбит над селом Карамахи. Тогда "Грачу" очередью из зенитной установки пробили топливные баки, но летчик успел направить машину в сторону города Буйнакск и катапультировался над расположением федеральных войск. На этот раз летчики, два человека в штурмовике и один в бомбардировщике, покинули подбитые самолеты на парашютах над расположением боевиков. Один из них погиб еще в воздухе при взрыве, а о судьбе остальных ничего достоверно не известно. По крайней мере поисково-спасательные отряды так и не смогли обнаружить радиомаяки, включаемые летчиками при приземлении для облегчения поиска. Не дали эффекта и полеты разведывательных самолетов и вертолетов над предполагаемым местом приземления пилотов.



Партнеры