А ВАС, ГИТЛЕР, я попрошу остаться

Фильм “Молох” Александра Сокурова — одно из главных кинособытий уходящего года — явил редких персонажей: Гитлера и Еву Браун. Сокуров решился на беспрецедентный поступок — показать Адольфа и Еву как мужчину и женщину, как просто людей, которые связаны таким естественным человеческим чувством, как любовь. Это вам не “Титаник”, конечно, — произведение сугубо авторское, для восприятия непростое. Это не след ладони на запотевшем стекле. Чувства, связывавшие кровавого монстра и его последнюю женщину, больные, изломанные и пропущены сквозь айсберги авторской мысли. Но Сокурову, безусловно, удалось произвести эффект абсолютной реальности людей, которых знает весь мир. Сокуров любит приглашать в свои фильмы новых людей. И мы с удовольствием вас с ними знакомим. Ева — Елена Руфанова, Адольф Гитлер — Леонид Мозговой. Оба из Питера, и оба — актеры. Ева любит дискотеки Елена Руфанова родилась в Вологде. Папа — военный, мама — культпросветработник. Еще есть старший брат и старшая сестра. С Александром Николаевичем Сокуровым мистически связана еще с юности. Лена занималась в студии художественного слова при Доме культуры профтехобразования. Как-то раз на занятия пришли Динара Асанова и... Сокуров. Лена с другими учениками показывала этюды, упражнения. Они посмотрели, и Сокуров, уходя, передал через преподавателей: "Хорошая девочка. Пусть готовится к поступлению". — Тогда Александр Николаевич вынашивал замысел фильма по роману "Госпожа Бовари", и мне загадочно сказали: "Обязательно прочитай "Госпожу Бовари". Я за ночь проглотила книгу, готовясь фактически к пробам. Мне было тогда 17 лет. Сейчас ей 32. Очень любит петь и танцевать. В Каннах ей очень не хватало дискотеки: "Я все время спрашивала: а дискотека-то где здесь?" Первый год она вообще в институт не поступила, а на второй слетела с последнего тура у Льва Додина. И пошла на секретаря-машинистку со знанием иностранной машинописи и стенографии. — В школе я учила французский. Когда была беременна, учила английский. Работая над фильмом Сокурова, занималась немецким. Вот такое у меня "знание" языков. Замуж Лена вышла рано, едва закончив институт. Муж работал механиком в торговом флоте, на месяцы уходил в море, а теперь работает на земле. У них мальчик. Зовут его Петя, и ему 6 лет. Работает Лена в Театре Ленсовета. — Играю Малыша в "Малыше и Карлсоне", маленькую разбойницу в "Снежной королеве", Кота в спектакле "Кот в сапогах", принцессу играла. А не по-детски — "Трамвай "Желание", "Таланты и поклонники"... За то, что попала в "Молох", благодарит Татьяну Комарову, ассистента по подбору актеров. Она из тех людей, которые не только работают с картотекой "Ленфильма", но еще не ленятся ходить в театры. Она и показала Сокурову Ленины фотографии. — Я спросила: "Александр Николаевич, может, мне что-то почитать надо?" — "Леночка, если надо будет, я вам дам". Реальную Еву Браун Елена Руфанова смотрела на видеокассетах. Сокуров делал на этом акцент — много смотреть и все запоминать. — Мне она понравилась. Она очень естественна. Ныряет кверху попой, падает с надувного матраца, лезет купаться в холодный ручей, очень смешно забирается на дерево, как пацанка. Я не люблю женщин, которые только и думают, как они выглядят со стороны. Она мне показалась очень живой. В фильме Руфанова — крепкая, спортивная, телесная, настоящая женщина конца 30-х годов. Да и в жизни не застенчивая. Канны этого года были первым кинофестивалем в ее жизни. Лена, обалдев от изобилия знаменитостей и внимания, вовсю кокетничала перед камерами. Организаторы не могли обойти такую живенькую Еву и тут же навесили на нее бриллианты — ювелирная фирма рекламировала свой товар на кинозвездах. — Ко мне приставили человека — ни о чем не надо было беспокоиться. Если сережка упадет на пол, не я ее буду поднимать. Он зашел за мной в номер и не покидал меня, пока я не вернулась обратно и не сдала сокровища ему в руки — сережки и браслет. Очень смешной человек — так трясся весь день, а когда я сняла с себя драгоценности, он просто завернул их в газетку и положил во внутренний карман. — Ну вы там хоть потанцевали? — Нет, так и не удалось. Зря съездила! ...а Гитлер "не похос" В молодости Леонид Мозговой — и читал, и в дуэте пел, и плясал. И, кстати, в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии учился со Львом Додиным, на курс которого лет через тридцать поступала, да не поступила его крепкая, сексуальная женушка Ева — Елена Руфанова. Работал в Музкомедии, а в 67-м, как стал лауреатом конкурса чтецов, ушел в Ленконцерт. С тех пор занимается литературной эстрадой, у него 15 моноспектаклей. Только 1300 раз сыграл монолог об Окуджаве — его оценил сам Булат Шалвович. Есть у Мозгового спектакль по пародиям Александра Иванова, а "Сон смешного человека" Достоевского он играет на настоящей мансарде недалеко от "Ленфильма" для двадцати человек. Гитлер отнимал столько сил, что один раз он пришел на спектакль и на пять минут забыл текст. Забавно, но до Гитлера Мозговой был Чеховым. У того же Сокурова. Тогда, наверное, парадоксальный Александр Николаевич усмотрел в очкастом интеллигенте с бородкой мирового монстра. — Кстати, Гитлер тоже был очкариком. У него было очень плохое зрение, и ему писали большими буквами. Но он очки не надевал. Во всех хрониках он — у карты, но очки в руках. — Сколько времени вам пришлось прожить Гитлером? — Полгода я только смотрел с Сокуровым хронику. Все частные вещи, связанные с Гитлером, я запоминал — больные глаза, нервное похлопывание рукой по ручке стула. Он и часы не носил на руке, а держал во внутреннем кармане френча. Ольга Чехова, бывшая жена Михаила Чехова, германская кинозвезда, близко видевшая Гитлера, писала, что он был неуверенным человеком. Ей всегда казалось, что она видела двух разных людей — один, зомбировавший мир, был на трибуне, другой — больной, отвратительный — в быту. Мы знаем несколько Гитлеров в кино. В 40-е фюрера у нас играл Сергей Мартинсон, в Америке — Чаплин. Но то была антифашистская сатира, более похожего на реального Гитлера в 70-м году показал немецкий актер Фриц Диц в киноэпопее Юрия Озерова "Освобождение". Но абсолютный, почти физиологический эффект реальности этого человека есть только у Мозгового в "Молохе". Вообще Леонид недалеко ушел от своего героя — в нем тоже живет несколько человек. В жизни он похож на Чехова, в кино — на Гитлера. В "Молохе" он еще читает закадровый текст, и голос его тоже не узнают. Ему 58, у него трое детей, есть внук. И внук его тоже не узнает. Когда он побрился для фюрера, ребенок сказал: "Дедуска, ты не похос..." Кстати, после двух разводов новый Гитлер абсолютно свободен. Что называется, жених. Информация для новых Ев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру