ЩИ И ЛАПОТЬ– СОЗДАНЫ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА!

29 октября 1999 в 00:00, просмотров: 176

Давайте снова поговорим о телерекламе. Почему бы нет? Реклама — тема вечная. "Обращали ли вы внимание, как составляются новые рекламы? С каждым днем их тон делается серьезнее и внушительнее. Где прежде предлагалось, там теперь требуется. Где прежде советовалось, там теперь внушается. Писали так: "Обращаем внимание почтенных покупателей на нашу сельдь нежного засола". Теперь: "Всегда и всюду требуйте нашу нежную селедку!" И чувствуется, что завтра будет: "Эй ты! Каждое утро, как глаза продрал, беги за нашей селедкой..." Привет из 1912 года: именно тогда Тэффи сделала вышеуказанный прогноз. И настолько попала в яблочко, что сейчас за нее даже смешно. Ха! "Беги за селедкой..." А как насчет немедленно и безоговорочно сникерснуть? Ну, то-то... Щелкать пультом при первых звуках рекламной заставки превратилось у большинства людей в безусловный рефлекс. Биология же учит, что особи, у которых рефлексы по каким-то причинам не срабатывают, обречены на вымирание. Малоприятная перспектива, но приходится констатировать: я люблю смотреть рекламу. Мне интересно. Ведь треклятые ролики — единственное телеявление, сделанное на 100 процентов для меня, зрителя (чего не скажешь о множестве полноценных передач). А значит, по ним можно судить о том, какова я сама, или, по крайней мере, о том, какой я должна бы быть, по мнению авторов телерекламы. Весьма поучительное зрелище, скажу я вам. Не пропускайте рекламу: многое узнаете о себе и о мире. Надо сказать, что образ рядового телезрителя у рекламщиков за последнее время круто поменялся. Еще год-полтора назад нам, по их мнению, в жизни недоставало разве что одного — острых ощущений. По ящику ежеминутно взрывались жвачки, извергались прохладительные напитки, мелькали американские горки, почему-то призывающие нас купить безопасный бритвенный станок; в общем, принцип: "Ну ты, не купишь наш бубль-гум — ваще, крантец тебе!" — торжествовал. После 17 августа острыми ощущениями не пресытился только ребенок — вот "детская"-то реклама и осталась верна экстремальности и прочему буйству жизни. "Ешьте и пейте без ложки и вилки "Данон" "Волшебный" в бутылке!!!" — какой подросток не отдаст последние деньги на завтрак за перспективу покушать наконец без этих обременительных ложек и вилок! На месте "Данона" я бы сделала еще шаг навстречу юному потребителю: следующий йогурт выпустила бы в блюдцах. А то не у всех голова в бутылку влезает... Впрочем, на подростков, по крайней мере, есть надежда: их еще можно чему-то научить. Ну, хотя бы не тормозить. Иначе станут как взрослые из рекламных роликов. Например, как тот муж, что с внушающим уважение постоянством надевает на рыбалку крахмальную белую рубашку, жена же по его возвращении привычно ужасается и несет ее стирать. Вот она, грубая российская реальность. Ясно, что советовать бедолаге одеваться на рыбалку попроще, бесполезно — тормознутые, что с них взять. Поэтому единственное, что может помочь несчастной семье, — новый отбеливатель. А я вот в последнее время начала приглядываться к прохожим на улице, да и в зеркало смотрюсь внимательней, чем прежде: не торчат ли у кого из-под пальто лапти? Не материализовался ли на голове кокошник? Пока ничего такого не заметила, но ждать, думаю, осталось не много: судя по рекламе, наша тяга к русско-народному стилю растет и крепнет. С тех пор как милая Мила в костюме немецкой крестьянки наливала в крынку молоко под русские напевы, мы многому научились: теперь в каждом втором ролике мелькают сарафаны, лапти и косоворотки, без которых масло — не масло, а пельмени — не пельмени. Приятно за отечественного производителя: знает, чем брать народ. А вот глупая "Галина Бланка" разложила рядом с кастрюлей со щами всякие вкусности — и думает, что русский человек на это клюнет. Лапоть надо было класть, лапоть! Щи и лапоть — созданы друг для друга! Вообще самобытностью отличаются не только российские товары: импортные их в этом отношении могут даже перещеголять. Чего стоит одно "Уникальное предложение от батончика "Марс". Вот ведь до чего дошла у них там научная мысль: шоколадка заговорила! С другой стороны, почему бы ей и не заговорить: это обычный шоколад нем и бездушен, а какой-нибудь "Альпенгольд", скажем, обычным никак не назовешь, ибо добывается он, как нам уже года два объясняют по телевизору, примерно оттуда же, откуда и золото. Из глубины альпийских руд, надо понимать. Но еще более высокую технологию производства пищевых продуктов освоили в далекой Новой Зеландии. У них там то сыр рождается из теплоты человеческих отношений, а недавно вот отрапортовали о новом достижении: "Чистые горные реки и прозрачные водопады создают неповторимый вкус масла "Анкор". Попытавшись вообразить масло со вкусом чистой горной реки, лично я сразу осознала всю свою отсталость и дремучесть. Вконец добил меня английский ролик про "хрустящее счастье". Нет, рано нам с Европой объединяться — не доросли еще. Мы как-то больше по части горя лукового... А может, и хорошо, что объединение с цивилизованным миром откладывается? Конечно, у них там сверхэффективные стиральные машины и сверхмощные пылесосы, что для женщины, спору нет, немаловажно. Но в остальном женская доля в современном мире заслуживает только сочувствия. Судя по рекламе, все разговоры о феминизме — сплошной обман; на самом деле у них до сих пор в общественных местах висят таблички "Женщины и собаки не допускаются". Сходство этих двух категорий очевидно: и для женщин, и для собак главное — здоровая кожа и густая, блестящая шерсть. Последнюю из вежливости именуют волосами — пока. Дамы прекрасно понимают, что волосяной покров — единственное, из-за чего мужская часть мирится с их существованием, и потому относятся к нему с подобострастным трепетом: каждый раз, когда приходится сушить голову феном, они испытывают угрызения совести. Есть у собак и женщин и одно неприятное качество: иногда им требуется пища. И тут собаки находятся в несравненно лучшем положении: любой Рекс, по крайней мере, за 10 рублей в день может рассчитывать на полноценную миску корма. Дам кормят, очевидно, из расчета той же суммы, и потому преимущественную часть их рациона составляет жевательная резинка; истинные влюбленные иногда прибавляют к ней маленькую булочку, наставляя "не соглашаться ни на что, кроме самого лучшего". Не мудрено, что выпуск новой жвачки становится для бедняжек настоящим событием: ведь только теперь они могут наконец насладиться свежим вкусом сочного лимона... В общем, я понимаю тех, кто выключает рекламу: тяжелое это зрелище, не для нервных, впечатлительных людей. Зато, как я уже говорила, поучительное. Конечно, рассчитывать на то, что вновь вернутся времена, когда нам снова станут "почтительно предлагать сельдь свежего засола", по меньшей мере глупо. Но, по крайней мере, и призывов "Эй ты! Как продрал глаза, беги за нашей селедкой!" тоже поубавилось. Окончательно меня примирил с телерекламой один ролик: "Ты можешь, если хочешь. А если не хочешь, то ты не обязана". Золотые слова. И к просмотру рекламы относятся не меньше, чем ко всем остальным явлениям жизни.



Партнеры