СТОЛИЧНЫЕ ПРИБАМБАСЫ

ТЕЛЕБАШНЯ ПОШЛА В РОСТ Знаменитая "Останкинская игла" вот уже четвертый десяток лет красуется на виду у всей Москвы. Мы к ней привыкли, считая одной из "визитных карточек столицы", но мало кто знает, что башня за время своего существования успела подрасти! Сам факт этого "физиологического процесса" старались афишировать поменьше, поскольку удлинение "шпиля" в Останкино было связано с "обеспечением работы высших государственных и партийных органов СССР". А проще говоря, Останкинскую телебашню нарастили для того, чтобы могла функционировать новая система правительственной радиотелефонной связи. Еще в конце 60-х в Москве для мобильной спецсвязи была задействована система "Алтай", главный приемно-передающий пункт которой располагался на верхнем ярусе высотного здания у Котельнической набережной. Хиленькому "Алтаю" едва удавалось обслуживать абонентов в пределах города, кроме того, он "глох" в тоннелях и возле мощных ЛЭП. Естественно, это очень раздражало "власть", а потому несколько лет спустя разработали куда более мощную систему — "Кавказ". Прежние передатчики, смонтированные на сталинской "высотке", для новых "мобильников" уже не годились — требовалось разместить приемно-передающую аппаратуру где-то повыше. Вот тогда и решили использовать телевизионную башню в Останкино, удлинив ее для размещения трансляторов. В 1973 г. верхушку 533-метровой "иглы" сняли и установили взамен более "рослую" конструкцию, увеличив высоту останкинской красавицы на целых 7 метров. Сложную техническую операцию провели весьма оперативно — для нее использовали еще не демонтированные краны, с помощью которых несколькими годами раньше возводили чудо-башню, и опытных рабочих-"останкинцев". Так что большинство москвичей даже не обратили внимания на "перемены в верхах". Да и газеты тогда об этом репортажей не писали. Только в путеводителях указывалась отныне другая высота телебашни — 540 метров. У "Останкинской иглы" есть шанс еще подрасти. За последние годы ее антенная часть оказалась "под завязку" забита приемно-передающей аппаратурой. Чтобы появились места для новых передатчиков, обслуживающих стремительно размножающиеся телеканалы, специалисты предлагают провести еще одну "пластическую операцию": снова удлинить верхнюю секцию. Запас прочности, заложенный в конструкции уникального сооружения, вполне позволяет нарастить башню до 565 метров. Если это произойдет, она снова вернет себе звание самого высокого башенного сооружения в мире, обогнав нынешнего рекордсмена — 553-метровый "шпиль" в канадском Торонто. ПОДЗЕМНЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ Среди многочисленных станций московского метро имеется несколько воистину "выдающихся персонажей" — из числа "самых-самых". Самые глубокие станции столичного сабвея — по-видимому, "Дмитровская" и "Тимирязевская". ("По-видимому" — так как точная информация на сей счет считается секретной.) А самая мелкая из подземных станций — "Проспект Вернадского", чьи плоские перекрытия находятся лишь чуть-чуть ниже уровня мостовых соседних улиц. "Пражскую" смело можно называть самой тихой станцией. Ее строили специалисты из Чехословакии (одновременно в Праге наши метростроевцы сооружали станцию "Московская" — такой был задуман "дружественный обмен" между "союзниками по социалистическому лагерю"). Чехи разработали специальную систему шумопоглощения, которой и оборудовали станционный зал. "Александровский сад" — самая "кривая" станция. Точнее — это единственная станция, расположенная на криволинейном участке подземной трассы. Когда строили первую очередь метро, ее буквально в последний момент "врезали" в середину существовавшего тогда перегона между "Охотным рядом" и "Арбатской". При этом пассажирские платформы оказались на участке, где тоннель делает поворот. Соседняя "Арбатская" (та, что на Арбатско-Покровской линии) заслуживает почетного звания самой длинной станции. Вместе с аванзалами, ведущими к эскалаторным тоннелям, она протянулась почти на 240 метров. Между тем стандартный "рост" станций московской подземки — 155 метров. Рекордсменом в другой "геометрической номинации" является "Измайловский парк". Это самая просторная станция. Из всех "подземных дворцов" "Измайловский парк" имеет чуть ли не наибольшую высоту зала и максимальную его ширину (на этой станции умещаются три рельсовые колеи и две широченные пассажирские платформы). Антиподами "Измайловского парка" по части габаритов могут считаться "Волгоградский проспект" и "Рязанский проспект" — самые миниатюрные из всех подземных метростанций.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру