ПАН ИЛИ ПРОПАН?

12 ноября 1999 в 00:00, просмотров: 749

Цены на бензин в Москве, как и по всей России, начали расти с конца апреля, с мая понеслись галопом, а сейчас ползут вверх и, кстати, совсем не медленно. Немудрено, что многие автовладельцы не на шутку задумались и решили: пора переходить на более дешевое топливо — газ. Казалось бы, какие проблемы? Газа в России полно. Но тут оказалось, что городские власти, столько лет уговаривавшие частников отказаться от "экологически грязного бензина", к такому повороту абсолютно не подготовились. Результат "на лице": громадные очереди на газозаправочных станциях, в которые попали тысячи поверивших агитации властей москвичей. Вчера корреспонденты "МК" наведались на одну из московских газозаправок — станцию АГНС-10, недалеко от Волоколамского шоссе. Уже в 11 утра у заправки выстроился хвост из нескольких десятков машин. "Жигули", иномарки, но больше всего "Газелей". — Наша станция одна из старейших — работает с 1982 года, — рассказал начальник смены Александр Зубицкий. — Но такого наплыва клиентов у нас не было никогда. Ажиотаж начался на самом деле еще два года назад. Мы едва поспевали обслуживать машины. А сейчас и вовсе — такая очередь... Сейчас за день заправляем около 600 машин. Причем в последнее время частников все больше и больше, наверное процентов 99. — На переоборудование своей машины я потратил 6 тысяч, — поделился с нами пожилой владелец "жигуленка". — Езжу уже три месяца. Экономия ощутимая. Если бы еще побольше заправок было... Да, есть тут одно весьма ощутимое "но". Автомобиль можно заправлять двумя видами газа: жидким пропан-бутаном и метаном. Первый, сжиженный, идет для заправки баллонов газовых плит (особенно популярен он в Подмосковье и среди дачников). Второй же — обычный "сетевой" газ. — Пропан в огромных количествах используется в быту, он в жутком дефиците, — говорит начальник отдела экологии управления транспорта и связи правительства Москвы Валерий Антифеев. На одной полной заправке водитель экономит около 150 рублей. Переоборудование машины на сжиженный газ обходится в 400 долларов. Но это в том случае, если установка импортная. Как показывает практика, многие автовладельцы устанавливают более дешевое отечественное оборудование. Поэтому городские власти, спохватившись, сейчас в срочном порядке начинают агитировать автовладельцев за метан, которого в Москве навалом. Но в который раз то, что выгодно государству, невыгодно простому смертному. — Метан в автомобильные баллоны закачивается под высоким давлением, — объясняет г-н Антифеев, — и баллоны для него нужны с более толстыми стенками, чем для пропана. Металлические слишком тяжелы, поэтому приходится ставить металлопластик. А он вдвое дороже "пропанового" баллона. И потому непопулярен у автовладельцев. Кроме того, и сеть метановых станций, в отличие от хорошо разветвленной пропановой, только начинает разворачиваться. Метановых автозаправок в столице сейчас всего 20. Десять на МКАД, 10 в ближнем Подмосковье. — Но зато, — убеждают городские власти, — это крупные станции, на 550 заправок в сутки. И в ближайшее время ситуация переломится. Мы хотим наводнить Москву небольшими метановыми станциями- "малышками" на 50 заправок. Первая начнет работать в декабре на 41-м автокомбинате. Чуть позже вступит в строй многотопливная станция в поселке Коммунарка. Потом начнем оснащать ими гаражные кооперативы. По оптимистическим прогнозам, в ближайшие два-три года число метановых станций должно удвоиться. Но даже если сие свершится (во что, честно сказать, верится слабо), для Москвы это все равно — капля в море. Каждая станция обходится в 200 тысяч долларов. Без крупных инвестиций город эту программу не осилит. В который раз городские власти не смогли спрогнозировать ситуацию. — Наверное, процентов 10 наших постоянных клиентов, — говорят газозаправщики, — отказались от газа. Говорят, нервы и время им дороже, чем деньги...



Партнеры