КАКОЙ РУССКИЙ НЕ ЛЮБИТ “РУССКУЮ“

17 ноября 1999 в 00:00, просмотров: 398

Весьма неожиданное открытие сделали недавно сотрудники российских правоохранительных органов, расследуя в общем-то банальное уголовное дело по факту торговли водкой без лицензии в отношении ЗАО "Союзплодимпорт". Оказалось, что едва ли не последняя национальная гордость России — названия наших водок: "Столичная", "Русская", "Московская" и еще более 40 сортов — фактически принадлежит этой частной фирме. При этом одним из учредителей ее является американская компания... История эта началась в 1990 году. В то время акционировалось и приватизировалось все, что только можно. Не избежало сией участи и внешнеторговое объединение "Союзплодоимпорт". Да-да: тогда еще "плодо", а не "плод". Буковка "о" исчезла несколько позже — именно тогда, когда торговые знаки водок стали предметом спекуляции. Начиная с 14 марта 1990 года "Союзплодоимпорт" не один раз несколько видоизменял свои названия. Переход от ВВО (Всероссийского внешнеторгового объединения) — государственной структуры — к ВАО (Всероссийскому акционерному обществу) — частной лавочке — был тихим. Никто даже и не заметил, что путем этих волшебных превращений права на торговые марки наших водок вышли из-под контроля государства. Неизменным во всех новоявленных "Союзплодоимпортах" оставалась только аббревиатура "СПИ", являющаяся как бы гарантом качества напитков, и ссылка на правопреемственность. Результатом этого правопреемствования стали как старые долги ВВО, так и обладание 49 торговыми марками. Однако уже в 1991 году Минсельхозпрод забил по этому поводу во все колокола. 7 августа 1991 года Госпатент СССР аннулировал регистрации этих товарных знаков. Данное решение мотивировалось тем, что "названия водок вошли во всеобщее употребление и стали достоянием всего русского народа". Однако это решение оказалось палкой о двух концах. Ликеро-водочные заводы получили право самостоятельно гнать свои "Столичные", "Московские" и "Кубанские" на экспорт. Качество товара нередко, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Чтобы как-то упорядочить этот процесс, было решено все вернуть на круги своя. 24 декабря 1993 года на имя председателя Совмина Виктора Черномырдина было направлено письмо "К вопросу защиты товарных знаков на русские водки". Под посланием стояли подписи заведующего отделом агропромышленного комплекса Калинина и заведующего отделом науки, культуры и образования Кирпичникова. Правительство приняло волевое решение. Председатель Роспатента Рассохин "на основании полномочий, предоставленных Президентом РФ и Правительством РФ", вернул торговые марки "СПИ". Правда, эта организация обязалась предоставлять торговые марки заводам-изготовителям на безвозмездной основе. Через некоторое время об этой безвозмездности попросту забыли. События ускорились в 1996—1997 годах. Одной из российских преступных группировок (до окончания следствия по возбужденному уголовному делу не будем говорить, какой именно) "был разработан план получения крупных денежных средств, исчисляемых миллионами долларов США". В ход шло все — и угрозы, и шантаж. Вскоре контрольный пакет акций оказался в руках у этих людей. Вот с этого-то момента и начинается в этой истории самое интересное. Новые хозяева решили не платить по старым долгам "Союзплодоимпорта". Для этого 27 октября 1997 года в Московской регистрационной палате было оформлено новое ЗАО с созвучным названием — "Союзплодимпорт". Обозначение "СПИ", признанное за рубежом как обозначение алкогольной продукции, произведенной в России, осталось прежним. Учредителями нового ЗАО выступила российская строительная фирма "Элери" (98% акций), в штате которой состоит всего два человека, и американская компания "Интеркэтрин груп корп." (2% акций), зарегистрированная в штате Делавер. "...ЗАО "Союзплодимпорт", юридический адрес: Москва, улица Большая Грузинская, 14, комната правления №2. Фактически располагается по адресу: Москва, улица Долгоруковская, 34, строение 2, в здании, принадлежащем ВЗАО "Союзплодоимпорт". ЗАО "Союзплодимпорт" работает по контрактам, в том числе и по контрактам бывшей государственной компании ВВО "Союзплодоимпорт" акционировавшейся 5.09.1991 года и ставшей ВАО "Союзплодоимпорт..." (Из оперативных справок правоохранительных органов России.) 27 декабря 1997 года "Союзплодоимпорт" и ЗАО "Союзплодимпорт" заключили воистину джентльменское соглашение, по которому всего за 1 миллион 700 тысяч рублей новое ЗАО приобрело "43 товарных знака и еще 10 заявок на них". Став полноправным владельцем товарных знаков, ЗАО "Союзплодимпорт" как будто забыло о своем обязательстве их безвозмездного предоставления ликеро-водочным заводам и потребовало от производителей кроме доли в зарубежных контрактах еще и плату за продажу водки на внутреннем рынке. За литр "Столичной" надо отплачивать "СПИ" по 1 рублю, за остальные сорта — по 40 копеек. Российские заводы оказались фактически отстранены от экспорта своей продукции. Но, казалось бы, что мешает заводам "обозвать" производимую водку как-нибудь по-другому? На внутреннем рынке так и произошло. Именно этим и объясняется то, что в последние два года на прилавках магазинов появилось множество водок с никому не знакомыми этикетками. На внешнем же рынке это не проходит. Ну не покупают иностранцы ничего, кроме привычной "Столичной" и других "старых" водок! Кроме того, чтобы какой-нибудь достопочтенный бюргер приобрел бутылку "Русской", на ней в обязательном порядке должен стоять значок "СПИ". Это — гарантия качества. Вспомните застойные годы: и мы с вами с большим удовольствием покупали водку с этим значком. Мол, на экспорт делали — значит, хорошая. Но самое страшное даже не в этом. Оперативникам стало известно, что хозяева "Союзплодимпорта" ведут переговоры с коммерсантами из Германии и США о продаже товарных знаков российских водок, которыми владеют. Если их не остановить, то недалек тот час, когда, чтобы выпить "Столичной", "Русской", "Московской", "Кубанской" или "Лимонной", придется ехать за границу. А что мы скажем своим детям на вопрос: "Какую водку ты пил, папа?.."





Партнеры