ЖИДКИИ СЛЕД КОРИЧНЕВОИ ЗВЕРЮГИ, или

14 декабря 1999 в 00:00, просмотров: 638

Наивно полагать, что "черные" выборные технологии — это новейшее изобретение. Самая грязная предвыборная кампания зафиксирована в России еще в шестнадцатом веке. Как гласит народная молва, кандидат в цари Борис Годунов убрал своего малолетнего конкурента Дмитрия, подослав к нему наемных убийц. В нынешней предвыборной думско-мэрско-губернаторской баталии обошлось, слава тебе, господи, без смертоубийства. Однако кровушки друг другу кандидаты попортили. Лидером этой последней схватки уходящего тысячелетия можно смело назвать телевидение. Врачи-психиатры даже заинтересовались психическим здоровьем и самих телеораторов, и аудитории, которая мужественно пыталась все это переварить. Устроили целый эксперимент с каким-то фантастическим числом участников (около 16 тысяч), в результате которого пришли к выводу — просмотр предвыборного ТВ небезопасен для здоровья. Результатом пропагандистской кампании ОРТ стали также несколько судебных исков и два предупреждения от ЦИК за нарушение правил предвыборной агитации. Такое предупреждение, кстати, получил и ТВЦ. Но есть и более традиционные формы капания на мозги: рекламные ролики, наглядная агитация и подковерная антиагитация. Скажем, коммунисты охаивали конкурентов в СМИ от души, причем обвинения иногда доходили до абсурда. Так, некая кандидатка от КПРФ Данилова, баллотирующаяся на Алтае, публично обвинила своего конкурента из НДР Владимира Рыжкова в том, что он будто бы участвовал в принятии решений о дефолте 17 августа 98-го года. Поскольку Алтай далеко от Москвы, не все граждане там в курсе, кто какие решения принимает. Пришлось Рыжкову подавать в суд на Данилову, а в качестве доказательства своей невиновности брать у первого вице-премьера Христенко справку: "Владимир Рыжков никакого отношения к принятию решений 17 августа не имел". Печать. Подпись. Можно себе представить, с каким лицом Христенко ее подписывал... А "Сталинский блок за СССР" в ходе избирательной кампании решил заняться благотворительностью, что в просторечии называется подкупом избирателей. Выбрали дом ребенка и стали оказывать ему помощь, трубя об этом на каждом углу. ЦИК счел это нарушением и предупредил активных спонсоров. Еще пример, помощнее: Березовский, баллотирующийся кандидатом от КЧР, организовал аж целых два благотворительных фонда для развития республики. Лидер же "Медведя" Шойгу начал свой предвыборный отпуск с обещания одарить жителей Перми передвижным госпиталем. А кандидат от ОВР, проводя встречу с избирателями Орехова—Борисова, совмещал это занятие с приемом заявок на продовольственные заказы. Другой кандидат, от СПС, в одном из центральных округов столицы засветился еще при сборе подписей. В магазине на Ухтомской улице бабульки за подпись получали пятипроцентную скидку при покупке сахара. "Заложила" незадачливого кандидата бабушка-старушка. Ей в скидке отказали, поскольку она проживала в другом районе Москвы и ее подпись не требовалась. Кстати, пенсионеры — это больная мозоль СПС. Своим рекламным роликом про "отсутствие маразма" молодые реформаторы вызвали гнев Общероссийской партии пенсионеров, и она в ультимативном порядке потребовала прекратить "грязную рекламу". Требуют призвать к ответу "правых" и "яблочники". Под плашкой СПС по регионам рассылаются листовки, где даются заведомо ложные сведения о голосовании фракции "Яблоко" в уходящей Думе. Так, листовка уверяет, что "Яблоко" голосовало за закон, предусматривающий ряд льгот для депутатов. На самом деле явлинцы голосовали против. Особенно достается от СПС ОВР и лично мэру Лужкову. Чего стоит одна газета с шапкой "Отечество не выбирают" или юношеский пикет с лозунгами "Молодежь не загонишь в ОВРаг". А в своей предвыборной мэрской агитации Кириенко и вовсе играет на черно-белом контрасте. Он — в белом свитере, улыбающийся — под надписью "Политик нового поколения", который "не боится ответственности, думает о вашем будущем и т.д." На второй части агитлистка — черный, но хорошо "читающийся" силуэт Лужкова, смахивающий на мишень в тире, под надписью "Обычный политик", который "ищет виноватых, думает о ваших голосах". А Центризбирком усмотрел криминал в таких действиях СПС, как рекламная кампания "Референдум ЗА!", совмещенная с предвыборной. За что СПС и получил предупреждение. "Правые силы", со своей стороны, страдают от действий ОВР и мэра Лужкова. Например, СПС заключил договоры с троллейбусными парками о том, что во время предвыборной агитации 100 троллейбусов будут ходить по Москве с написанными на борту вопросами и ответами типа: "Ты что, самый умный?" — "Да!" — "Ты что, веришь в себя?" — "Да!". Через десять дней, когда интерес публики будет достаточно подогрет, планировалось добавить: "Тогда голосуй за Кириенко!". Но когда все было уже готово, одновременно из разных троллейбусных парков пришли письма одинакового содержания. В них писалось, что троллейбусы не могут в дальнейшем разъезжать по Москве с таким текстом, так как он "вызывает нервную реакцию, провоцирует акты вандализма, порчи имущества, вызывает недоумение москвичей и гостей столицы..." В результате было арестовано 60 троллейбусов (на линию вышло только 40), которые в спешном порядке стали перекрашиваться. Все время страдают и предвыборные стенды СПС: то порежут, то заклеют... Пользуется популярностью такая разновидность антиагитации, как благотворительность от чужого лица. Пенсионеров Советского округа неизвестные люди приглашали на отдаленную окраину якобы для получения гуманитарной помощи от Бабурина. Люди приехали, а помощи-то никакой и нету! Пришлось Бабурину извиняться и оправдываться. А кандидат в мэры элдэпээровец Алексей Митрофанов заявил тут намедни по ТВ, что Лужков выразил готовность принять и разместить в столице беженцев из Чечни. В правительстве Москвы схватились за голову: они ж поверят и все в Москву рванут. А потом начнут говорить, что их обманули. Блок Жириновского, вовсю эксплуатирующий плакатно-наклеечное направление, тоже учудил немало. Начать с предложения звонить лично Владимиру Вольфовичу в любое время суток в тот момент, "когда вам будет тяжело". Так и представляется лидер ЛДПР в роли службы скорой психологической помощи, утешающий по телефону в три часа ночи восьмиклассницу, страдающую от неразделенной любви... Еще хороша рекламная листовка, на внутренней стороне которой напечатано расписание всех поездов всех направлений. Получив такую из рук распространителя на Павелецком вокзале, мужик, застыв над урной и рассматривая то, что он принял за рекламный мусор, произнес: "Во, бля, теперь и не выбросишь". А вот одному из лидеров "Медведя" — Карелину — не повезло. Его изображение на фоне соков, "вкусных и полезных", было сочтено кемеровскими избирателями абсолютно неуместным. Плакат сняли от греха подальше. Кстати, и с телерекламой у "Медведей" тоже как-то не заладилось. Мультяшный клип "Единства", сработанный неизвестно кем, — скорее антиреклама. Стоял себе теремок, жил в нем незлобивый лесной народец... И тут подваливает этакий мишка-погромщик. Да как тряханет жилище. Зверье врассыпную, а закадровый голос значительно так: "Это "Медведь!". Хороша перспективка... Ну а логотип "Медведя", размещенный на компьютерном сайте блока в Интернете, и вовсе может стать символом всей думской кампании: коричневая зверюга несется вперед, аки паровоз, оставляя за собой... широкий след цвета детской неожиданности.



Партнеры