Под прикрытием предвыборной кампании гораздо легче проворачивать сомнительные экономические операции. Это накануне прошлых президентских выборов убедительно доказали олигархи, скупив за бесценок на залоговых аукционах практически всю промышленность России. Думская кампания — не президентская, поэтому под ее прикрытием проводятся операции помельче. В частности, в Красноярске под шумок голосования Лев Черной решил стать хозяином Енисейского речного пароходства (ЕРН). В принципе, Енисейское пароходство невелико: 200 самоходных судов и 11 судов класса "река—море". Однако тот, кто контролирует ЕРН, держит за горло практически весь Красноярский край. Дело в том, что пароходство является основным транспортировщиком топлива и продуктов питания на север Красноярья. Прежде всего — в Эвенкию. Скупка акций ЕРН идет от имени оффшорных компаний, зарегистрированных на Каймановых островах. Поэтому однозначно утверждать, что за этим стоит Черной, нельзя. С другой стороны, в Красноярске уже давно борются две силы: Александр Лебедь и местные алюминиевые магнаты Черной—Быков. Сначала группа Черного взяла под свой контроль КрАЗ, Красноярскую ГЭС, угольные разрезы и Ачинский глиноземный комбинат. Потом генерал-губернатор отбил в свое ведение уголь и глинозем. Но Черной—Быков не сдаются, хотя один из них сидит в Лондоне, а второй — в венгерской тюрьме. Контроль над местным пароходством обеспечит им стратегический перевес в борьбе с Лебедем. Помимо всего прочего Черной сможет получить влияние и на потанинский "Норильский никель". Енисейское пароходство обеспечивает северный завоз также и в Норильск. Кроме того, между ЕРН и "Норникелем" существует старая договоренность о создании СП по транспортировке медно-никелевой продукции не по Северному морскому пути, а по реке до Красноярска, и далее — по железной дороге. Создание СП тормозится высокими железнодорожными тарифами. Надо полагать, что у Черного с тарифами проблем не будет. В последнее время Лев Черной активно помогает Березовскому на идеологическом фронте борьбы за власть. А бывший главный железнодорожник, нынешний вице-премьер Аксененко, является "семейным" ставленником и не сможет отказать Борису Абрамовичу в такой мелочи, как тарифы. Если комбинация со скупкой акций Енисейского пароходства пройдет без срывов, то Черной сможет закупорить основную транспортную магистраль Красноярского края. С ним вынуждены будут считаться и губернатор Лебедь, и хозяин "Норникеля" Потанин. Хотя есть и другой выход. Чтобы откупорить бутылку, надо сковырнуть пробку...