НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ

29 декабря 1999 в 00:00, просмотров: 827

У нас не любят пророков в своем отечестве. Если речь идет о большом (или маленьком) экономическом чуде, мы тупо смотрим на США, Японию или Южную Корею. Вот приедет оттуда миссионер — и все за нас сделает... Отправляясь в ООО "Ост-Алко", что в подмосковной Черноголовке, где действует современнейшее предприятие, мы ожидали увидеть солидного американца с сигарой во рту, маленького японца или, на худой конец, низкорослого южнокорейца. Который и создал этот экономический и технологический "рай". Даже расстроились, когда с кресла поднялся молодой, дюжий, высокий мужчина. "Владимир ПЕКАРЕВ", — представился он. Увидев нашу растерянность, пояснил: — Родился я в Ногинске в 1958 году. После школы служил в армии, потом получил высшее экономическое образование. Сейчас — слушатель российской академии при президенте. Родители мои тоже из Ногинска. По 45 лет, как говорится, отбарабанили на предприятиях города. Ситуация такова, что ни я, ни мои родители отсюда уезжать не собираемся. Где родился, там и пригодился. Согласны? — Рассказывают, что вы рано стали предпринимателем. Чуть ли не со школьной скамьи. С чего начинали самостоятельные шаги в бизнесе? — Да, я был первым в семье, кто "ударился" в коммерцию. В восьмом классе сел за машинку и сшил себе первые брюки. Понравилось. Получил профессиональное образование в профтехучилище. Ну и пошло-поехало. Мы создали швейный кооператив, наши изделия пользовались спросом. Потом в Россию хлынул ширпотреб из-за границы, причем весьма сомнительного качества. Мы, можно сказать, бились до последнего, даже продали личные автомобили, чтобы сохранить свое производство. К сожалению, одолеть западных конкурентов не смогли, нас "задушил" импорт... — А костюмы для себя по-прежнему шьете сами или покупаете у Кардена? — Нет, со швейной тематикой уже покончено. Говорят, профессию нужно менять раз в семь лет. У меня где-то так и получилось. Занимался торговлей, имел сеть павильонов и магазинов. В один прекрасный день, что называется, за державу стало обидно. Нашу страну превратили в рынок низкокачественной продукции — начиная от ширпотреба и заканчивая продуктами питания, алкогольными напитками. Отечественный товаропроизводитель и слова не мог "вякнуть". Захотелось создать свое предприятие, чтобы показать: мы, русские, тоже кой-чего умеем. Так, четыре года назад и появилось наше "Ост-Алко". — Но почему вы выбрали производство алкогольной продукции? Ведь в мире тысячи профессий... — Алкогольная тема тесно связана с сельским хозяйством. После подъема ликеро-водочной промышленности можно возродить отечественный АПК. Наша фирма имеет свою "деревенскую" программу, она рассчитана до 2002 года. Сегодня в "Ост-Алко" трудится около 2,5 тысячи человек. А при реализации программы будет порядка 10 тысяч. Причем большая часть займется сельским хозяйством. Как в Подмосковье, так и на территории России. — Несколько дней назад вы стали депутатом Государственной Думы нового созыва. С какими планами идете в парламент? — Я, наверное, неисправим. Главную задачу в законодательном органе вижу в защите интересов отечественного товаропроизводителя. На том стоял, стою и буду стоять. В экономике сегодня очень многое нужно менять, поворачивать ее к человеку. Например, привести к "общему знаменателю" минимальную зарплату (сейчас она 83 рубля в месяц) и потребительскую корзину. Которая, как известно, тянет на 800 целковых. Можно ли прожить на такую минимальную зарплату? А ведь такие деньги в стране получают целые категории населения... Для этого нужны реальные средства. А их может дать только промышленность. Но нет законов, правовой базы, которая позволила бы отечественному производителю раскрутиться. Получается порочный круг. И его нужно разорвать. Для начала снизить уровень налогов, чтобы все они вместе взятые не превышали 30% от прибыли, как во всем мире, — для своих предприятий. Потом я хочу... — О, мы, кажется, углубляемся в экономические дебри. Создавая "Ост-Алко", вы хотели удивить мир ликеро-водочной продукцией. Это вам удалось? — Начну с того, что мы не замыкаемся исключительно на алкогольной "тематике". В состав нашей группы входит завод "Ост-Аква" — он выпускает целую серию минеральных вод, лимонады и тонизирующие напитки. В их основе — только натуральные составляющие, без всяких там консервантов и эссенций. В общем — никакой химии! Всем известно, что фальшивая водка захлестнула российский рынок. С ней нужно бороться. Но как? Два года назад мы организовали предприятие по переработке некачественной и фальсифицированной водки. Там у нас также импортные линии. Из "брака" мы делаем прекрасную жидкость для мытья стекол. Наконец построили свою собственную типографию. Как и все остальное — она одна из лучших в России. Качество печати позволяет выполнять любые этикетки для стеклотары. Но это так, к слову. Что касается наших успехов в алкогольной продукции — судите сами. Наша фирменная водка "Стольная" уже вступила на африканский континент. В небольших объемах, но мы все же выходим на мировой рынок. Продукцию "Ост-Алко" потихонечку берет Европа, есть приличные контракты на Америку. С нами работают Индия, Китай, Бенилюкс, Япония, другие страны. Запатентованы образцы, чтобы потом нашу же водку кто-то не запатентовал и не перекрыл нам дорогу. Проблема тут в ином. Хочется, чтобы чиновники и правительство стимулировали экспорт производителю. А не мы бегали за ними. Иной раз соответствующей лицензии не дождешься. Но ведь правительство тоже заинтересовано в экспорте! Государство теряет огромный приток валюты, имидж России. Я имею в виду и безалкогольную продукцию. Почему в России пьют американскую кока-колу, немецкую "Аполинарис" или итальянскую "Санпелигрино"? Где наша российская вода, например "Кисловодская"? Она присутствует, но в мизерных объемах, просто смешно. — Владимир Янович, ваш завод — государство в государстве, вы до минимума свели количество смежников. Такая политика себя оправдывает? — Конечно. В будущем году хотим запустить у себя еще завод по выпуску стеклотары. Для "Ост-Алко" и "Ост-Аква" это постоянная головная боль. Ведь мы не используем пластиковые бутылки, хотя они и намного дешевле. Пластик утилизации не подлежит, переработке — тоже. Стеклянные же емкости — экологически чистые, но наши исследования показывают, что на завод, для повторного использования, возвращается только 10% бутылок. У себя в Ногинском районе мы уже наладили прием использованной стеклотары. На очереди — Москва и область. Однако хотим пойти дальше, организовать свой завод. Пока бутылки покупаем "на стороне": в Германии, Финляндии, Чехии. По нашим оценкам, из России утекает около 50 миллионов долларов на закупке стеклянных бутылок. Нам и самим бы не помешали такие деньги. Но мы готовы "контачить" со всеми заинтересованными организациями. Чем больше предприятий, хороших и разных, тем больше рабочих мест для населения и, значит, денег. А без них товара не будет. В экономике все связано. — Какой удельный вес занимает "Ост-Алко" в алкогольном рынке России? — Пока небольшой, около 2,5%. И примерно 8% — в Подмосковье. Однако мы не стараемся задавить конкурентов "валом", закидать их шапками. Работаем строго под торговые заказы. На мой взгляд, главное — качество продукции, организация и культура труда. Стараемся все лучшее перенимать у мировых лидеров, причем под №1. В стекольной промышленности — это немцы и американцы. В разливочной технологии — Германия. Не зря же оборудование у нее покупает и Япония, и весь просвещенный мир. У нас практически везде современные немецкие линии и автоматы. Уверен: наш прогресс — следствие того, что мы выбрали именно этот путь в развитии — равняться на лучших. — Так-то оно так. Но только сегодня разваливаются некогда стабильные, образцовые производства. А вы с "нуля", с пустого места создали новое — да еще и на уровне мировых стандартов. Скажите честно, где взяли средства? Есть "волосатая лапа", вас кто-то лоббирует? — Да никакой "волосатой руки" у нас нет! В 95-м, когда начинали, взяли крупный кредит — 800 млрд. рублей (по тем деньгам) — под проценты. Вернули сполна. Затем брали небольшие кредиты под проценты и отдавали. Потом опять брали — и опять отдавали. Так потихоньку и развиваемся. Кстати, там, где сейчас наше предприятие, раньше находился "Облсервисторг". В аббревиатуру своего названия мы взяли ОСТ — как бы сохраняя преемственность и традиции. То, что зарабатываем, сразу вкладываем в развитие производства. Но есть у нас, конечно, и свой секрет. Вкладываем только в те проекты, которые себя окупают. А уже за счет них "подтягиваем" менее рентабельные направления, то же село. Другой вопрос, что ни одной копейки и ни одного цента за рубеж мы не вывезли. Все в России. Здесь жить нам и нашим детям. — Может, у вас особая "команда", советники? Скажем, из США, Японии или Южной Кореи? — Опять не угадали! Со мной пришли те, с кем я начинал еще в швейном кооперативе. С кем-то учился в школе, с кем-то рос во дворе и рвал штаны на заборах. У меня много работает бывших одноклассников. Хочу подчеркнуть: не боги горшки обжигают. — Недавно "Ост-Алко" присуждена самая престижная в промышленном мире премия федерального правительства — за качество. На этом рубеже вы хотите сделать передышку? — Нет уж, покой нам только снится! У нас громадье планов по внедрению новейших технологий, которые разработаны в наукоградах. Прежде всего — производство безалкогольных напитков, стимулирующих здоровье. Мы уже выпускаем такие напитки для диабетиков. Интересные контакты со Щелковским биокомбинатом. Его ученые создали пищевые добавки полезные для здоровья. На повестке дня — попробовать себя в сельском хозяйстве. Привязать спиртовую отрасль к производству зерна, комбикормов, животноводству. В Щелковском районе есть совхоз "Литвиновский", раньше там было 48 тысяч свиней. Хозяйство рухнуло, свиньи от голодухи буквально пожирают друг друга. Через год-два там вообще не останется поголовья. "Литвиновский" мы берем на буксир. Приезжайте туда через пару лет, вы его не узнаете. Восстановим стадо, крестьяне заживут по-человечески. Опять же — есть будем свое свежее мясо, а не замороженное из натовских запасников. А вы про какую-то "волосатую руку" спрашиваете! Да нас заели, замучили проверками фискальных структур. У властей, особенно поначалу, была четкая позиция: тут "левая водка" и все что угодно. Ежемесячно от пяти до 20 проверок налоговых органов. Бывали дни, когда одновременно работали по три комиссии разных уровней. Но вывод был один — никаких нарушений. Ну что ж, за одного битого двух небитых дают. — А вы сами что предпочитаете: водку или виски? — Как патриот России, я отдаю должное отечественным напиткам, водке или вину. В зависимости от обстоятельств и, конечно, в разумных пределах. — Тогда вопрос о пределах. Для вашей комплекции сколько надо? Грамм 700—800? — Выпивкой особо не увлекаюсь. Но бывает по-всякому, иногда и по 700—800 грамм. Мне лично нравится наша фирменная водка "Стольная", она выпускается в штофе. Считаю, что у нее большая перспектива. Не все знают, что водку на Руси разливали исключительно в штофы — квадратной или прямоугольной формы. Нами эти емкости были почему-то забыты. "Ост-Алко" решила вернуть традицию и "возродить" штофы. А чтобы он не превратился в экспонат, мы же разыскали рецептуру водки "Стольная" — еще от XIX столетия. Такая вкратце предыстория этого напитка и бутылки. Всего мы выпускаем 28 сортов водки, 12 — горьких и сладких настоек, несколько марок ликеров. Новой водки у нас сейчас два вида, разрабатываем дизайн бутылок. Поселок Черноголовка — крупный наукоград, как можем пользуемся научным потенциалом. Ученые наработали нам немало проектов, которые пора внедрять в производство. Вот сейчас, к Новому году, будет запускаться новый вид водки, не столь "вредной" для здоровья. — Ну-ка, ну-ка, расскажите! — Да не волнуйтесь вы! Культура питья и тут должна присутствовать. Просто она дает такой эффект расщепления алкоголя, что напиток менее болезнетворно влияет на печень. Ну и голова не так болит. Хотя, повторяю, многое и здесь зависит от дозы. — А добровольцы ее уже "испытывали"? Каковы результаты? — Конечно, и остались очень довольны. Этим летом мы проводили исследования потребительского вкуса по водке и ликерам перспективных образцов. В них приняли участие больше тысячи человек. Это были закрытые пробы, люди "вслепую" оценивали вкусовые качества напитка. Результаты передавались в лабораторию. И уже там отслеживалось, какая водка или ликер пользуется особым спросом. Кстати, к Новому году запускаем в серию новый ликер. Он ничем не уступает знаменитому "Бейлису". — Он будет полной аналогией ирландского? — Ну что вы. Свой, российский товар. Сегодня "Ост-Алко" выпускает четыре вида ликера. Хочется, чтобы наши торговые предприятия, рестораны, казино, бары наряду с зарубежной продукцией предлагали покупателям и отечественную. Может, даже обязать их специальным постановлением правительства. Наши товары по цене куда дешевле, а уж народ пускай сам решает, что ему покупать. Поверьте специалисту: российская продукция (разумеется, не поддельная) превосходит импортную. Наши ГОСТы гораздо жестче зарубежных. — Владимир Янович, мы все как-то о водке да о водке... А как живется-можется работникам "Ост-Алко"? Поддерживаете ли пенсионеров, даете ли дорогу молодым? — Ветеранов на нашем предприятии пока нет, ведь нам всего-то четыре годика. Занимаемся благотворительностью. Сейчас на своей типографии создаем 30 рабочих мест для ногинского общества слепых. Каждое лето наших детей отправляем в престижные санатории Крыма. В этом году 100 ребятишек туда ездили. 95% стоимости путевки оплачивает предприятие, 5% — родители. Даже если в семье двое детей — они одновременно едут на отдых. Согласитесь, сегодня такое может позволить не каждая семья. В Крыму отдыхают и наши сотрудники. Как видите, не водкой единой живет наша "Ост-Алко". Просто иной раз за державу становится обидно...



Партнеры