ВОЗВРАЩЕНИЕ “ГОЛУБОЙ РОЗЫ”

11 января 2000 в 00:00, просмотров: 170

Начало ХХ века, а именно 18 марта 1907 года. В особняке фарфорового магната Кузнецова на Мясницкой царит необычайное оживление. Москва принимает у себя группу талантливых провинциальных эстетствующих художников из Саратова. Художники называют себя по тогдашней моде манерно — объединение "Голубая роза". Не по причине сексуальной ориентации, отнюдь. Просто голубой цвет принято было считать тогда самым мистическим, отвечающим популярному символизму — вспомните хотя бы ту же "Синюю птицу" Метерлинка, которая на самом деле "голубая". Итак, вернисаж. Деньги на него дал меценат Рябушинский, который сам числится художником-любителем. Витают ароматы нарциссов и гиацинтов, с подиума льются стихи Валерия Брюсова и Андрея Белого. В залах — весь московский бомонд. И среди толпы с цветами в петлицах прохаживаются пока еще почти никому не известные художники. Их ровно шестнадцать. Спустя десятилетия коллекционеры будут гоняться за их работами, и почти все произведения той выставки осядут в частных коллекциях. А имена Судейкина, Крымова, Сарьяна, П.Кузнецова, Сапунова, братьев Милиоти... будут заставлять неровно биться сердца тех, кому дорого искусство начала ХХ века. И вот в конце того же века Музей личных коллекций преподнес публике изящнейший сюрприз. Он сделал попытку повторить ту знаменитую выставку. И это ему практически удалось. Перед самым Новым годом в здании на Пречистенке открылась экспозиция 150 произведений живописи, графики и скульптуры всех шестнадцати участников выставки "Голубой розы" 1907 года. Почти все произведения представлены из 30 частных собраний. Конечно, собрать не только участников, но и те же самые произведения — это был предел мечтаний музейщиков. Но увы — многие из тех работ находятся далеко за границей. Тем не менее в результате скрупулезной работы найдена, к примеру, редчайшая графика Кнабе, которую уже и не мечтали отыскать. Не смогли отыскать скульптуру Бромирского, зато "откопали" его живописные произведения. На выставке представлено 22 работы П.Кузнецова, в том числе его "фонтанная" серия. 21 работа Судейкина — яркого, маскарадного. Потрясающий Крымов — особенно его "прозрачные" работы. И как центр композиции — "Голубые гортензии", чудное произведение рано умершего Сапунова, безусловно, его лучшая работа. Словом, в музее на Пречистенке создана сейчас чудная атмосфера начала ХХ века, который вот-вот нас покинет. Или уже покинул? Впрочем, если это даже так, "Голубая роза" продлит его еще до 13 февраля.



Партнеры