ДЕКАМЕРОН ПО-РУССКИ

19 января 2000 в 00:00, просмотров: 1850

Валентин Черных, Николай Еременко, Алексей Серебряков, Анна Каменкова, Эльвира Болгова, Виталий Соломин, Андрей Разенков, Елена Сафонова, Нина Усатова, Константин Хабенский, Амалия Мордвинова, Татьяна Лютаева, Юрий Кузнецов, Александр Абдулов, Дмитрий Месхиев, Валерий Тодоровский — и все это "Русский Декамерон". Авторы проекта (продюсерская компания "Слово" и концерн "Союз-видео") без кокетства, смело и просто заявляют свою цель: "создание заведомо коммерчески успешных мелодрам". Для этого они взяли надежный, проверенный временем рецепт: крепкая литературная основа, несомненные звезды и свежая кровь. Премьерный показ проекта "Русский Декамерон" — фильмов "Тесты для настоящих мужчин" Андрея Разенкова и "Женская собственность" Дмитрия Месхиева — состоялся в минувшую пятницу в Доме кино. ГЛАВНЫЙ ВИНОВНИК "Русский Декамерон" — универсальный проект: кино для женщин про мужчин и кино для мужчин про женщин. Кино про любовь с испытаниями и обязательным хорошим концом. Кино по классику отечественной мелодрамы Валентину Черныху, написавшему сценарии к таким хитам, как "Москва слезам не верит" и "Любовь земная". А на этот раз все началось с того, что три года назад он выпустил книжку "Замуж по справочнику кино", рассказы откуда и послужили литературной основой для "Русского Декамерона". Валентин Черных: "Вообще-то я собрал 86 историй необычных женитьб и замужеств и мог написать 86 рассказов, но успел пока только 16, которые и вошли в мою первую книжку". Дмитрия Месхиева киноманы знают хорошо, в отличие от Андрея Разенкова. Снявший "Тесты" режиссер — в прошлом врач-микробиолог, потом учился у Никиты Михалкова — был его ассистентом на картинах "Автостоп", "Урга. Территория любви". В 92-м году Разенков вместе с Егором Кончаловским создал рекламную студию "PS TVS", где за это время снял аж более 50 рекламных роликов и 8 музыкальных клипов. На последнем "Кинотавре" даже возникли споры: кому давать приз "За лучший дебют" — Константиновольскому за "$8 1/2" или Разенкову. "Я рад, что награду получил Андрей: у него — про жизнь, а там — про "капусту", — сказал Валентин Черных. ИНТРИГИ Не буду рассказывать сюжеты картин, потому что в мелодраме история — это главное. Интриги обеих закручены лихо, и практически до самого конца в "Тестах" ты мучаешься вопросами: убьют — не убьют ухажера дочери (Алексей Серебряков), и зачем вообще двум милым образованным дамам (Анна Каменкова — мать и Эльвира Болгова — дочь) губить мужиков?.. А в "Собственности" весь фильм сомневаешься: искренняя или корысти ради любовь молодого человека (Константин Хабенский) к даме намного его старше (Елена Сафонова)? Да, обе истории между собой никак не связаны. Общая только одна тема: у всех пар очень непростые отношения. ЗВЕЗДА Она пришла на премьеру одна — в скромном пальто, никто не помог ей раздеться. Волосы до плеч просто расчесаны — никакой прически, никакой косметики, но глаза сразу притягивают: блестят, светятся. От камер не пряталась, но и не позировала: нигде ни в чем никаких сложностей, вся — легкая и простая. Елена Сафонова. — Вы довольны своей работой? — Да. Но когда я посмотрела фильм, было желание что-то изменить, поправить, но что именно, не скажу. Я просто теперь знаю, чего нельзя. — Во время съемок вы спорили с Месхиевым? — Я никогда не лезу в режиссуру: это бессмысленно и будет только портить отношения. — А тяжело ли было с молодым партнером? — Костя Хабенский — замечательный; я вообще считаю, что это открытие для кино. У него большое будущее, он уже сейчас настоящий артист, и потому с ним очень хорошо работается. Елена Сафонова сыграла блестяще. Это лучшая работа в "Русском Декамероне". Ей достался образ популярной актрисы, несчастной в личной жизни, да и к тому же с трагическим концом: она умирает от тяжелой болезни, которая так и не называется, но все понятно без слов. И на фоне всего этого — любовь к мальчишке. Затюканной бытом и замордованной одиночеством женщине вдруг попадается наглый абитуриент, который враз, по-мужски, решает все ее бытовые проблемы. В фильме есть все — и истерики, и циничное замечание сразу после первой сексуальной сцены. И пощечины, чтоб не врал, что не спал до нее с девками-однокурсницами. И смущение, и уверенность, и практичность. Она взрослая женщина и не может просто порхать; уходя, она не оставляет его одного на ветру — она оставляет ему квартиру, машину, приводит его за ручку в театр. Но от ее спокойствия до отчаяния — только миг. Она — живая. МУЖЧИНЫ Приз в номинации "За лучшую мужскую роль второго плана" в "Русском Декамероне" однозначно заслужил Николай Еременко. В "Тестах для настоящих мужчин" он снялся в роли авантюриста без корней, без имени, который забавляется игрой в жизнь-смерть, как в кошки-мышки. Встреча с ним — вот тест для главного героя — Алексея Серебрякова. — Я жалею до сих пор, что это был вообще не эпизод, — ошарашил он меня перед премьерой. — Мне было интересно играть человека, который непонятно откуда приходит и непонятно куда уходит. В фильме у меня три сцены, и достаточно большие: мой герой специально довольно серьезно искушает судьбу, пытаясь что-то решить для себя. Виталий Соломин в "Тестах" сыграл старшего друга-наставника главного героя, обучая Серебрякова как раз бороться с Еременко. Кто такой герой Соломина, владеющий небольшим арсеналом из стрелкового оружия разного вида, тоже не говорится. Впрочем, как и об основном роде занятий самого Алексея. В сцене решительного объяснения дама сердца Серебрякова бросает ему в лицо: — В вашем взгляде уверенность сильного зверя, как у кавказской овчарки, — такая уверенность появляется у тех, кто много раз побеждал. Описание — прямо в точку: именно такого супермена играет Серебряков — чисто, ровно, даже как-то стерильно, словно все время в перчатках. Все-таки "Тесты" — фильм больше для мужчин. Зато "Собственность" — для женщин. СЕКС-ТЕРРОРИСТКА В номинации "За лучшую женскую роль второго плана" с большим отрывом лидирует неподражаемая Нина Усатова. Какая у нее получилась Райка! Прямо-таки сексуальная террористка, которая кидает бедного мальчика (Хабенского), как пушинку, через бедро и в койку. Райка — директор фильма "Евгений Онегин" — выписала пацанчика к себе для постельных утех, назначила его на роль слуги Евгения Онегина, номер отдельный дала, водкой поила, губы для него красила, а он, подлец, на бухгалтершу — очкастую замухрышку (Амалия Мордвинова) — запал! И всю эту гамму чувств Усатова сыграла красиво. МОЛОДЕЖЬ Герой Хабенского — полная противоположность персонажу Серебрякова. У мальчика-с-пальчик (в прямом смысле) — глаза побитой, преданной собаки, потерявшей хозяина. Он играет женскую собственность. Хотя начинает с лихого чечеточного поединка. Причем степ молодой артист исполняет сам. Дуэль ногами длится 1 минуту 42 секунды. На 1 минуте 13 секундах противник — председатель приемной комиссии в театральном училище (Александр Абдулов) — сдается, вытирая пот с лица. Буквально за пару минут до этой сцены на экране — другая "песня" ногами, почти что дуэль. На багровом шелке — обнаженные ноги главных героев (от пяток до бедра), Сафоновой и Хабенского: так, потом вот так, потом вот эдак, потом вообще непонятно как — вот и вся постельная сцена — точно, емко, без ахов и охов. Чего не скажешь про весь фильм целиком: очень неровный — временами просто дух захватывает, просится слеза или, наоборот, непосредственно хохочешь, а местами — просто кисель какой-то. Первая половина фильма, когда в кадре Сафонова, удалась все же больше. ХОРОШИЙ ХОД Красивая работа оператора "Тестов" Маши Соловьевой. Причем, как выяснилось, в тот же год она успела поработать на съемках американского боевика "Самолет президента" (вторая камера), а за два года до того сняла наш фильм "Президент и его женщина" и еще раньше наш же жутковатый триллер "Хагги-Траггер". Машин почерк в "Тестах" — мягкие, плавающие движения камеры, которые заставляют неотрывно следить за тем, что на экране, где пока вроде ничего особенного не происходит, но незаметно втягиваешься в тот ритм, что она задает картине. А главный же хороший ход у обеих картин, конечно, в том, что обе они — настоящие русские мелодрамы, что само по себе приятно.



Партнеры