ВИДИМО НЕВИДИМО ИНТЕРНЭШНЛ

3 февраля 2000 в 00:00, просмотров: 199

Отечественный рекламный ТВ-рынок исторически был поделен между агентствами "Премьер-СВ" и "Видео Интернэшнл". Считалось, что его стабильность зиждется на конкуренции между ними. Близкие к ВИ люди рассказывали: когда у этого агентства была однажды возможность сожрать "Премьер" — делать этого не стали. Решили, что один в поле не воин. Как показывает последнее развитие событий, никакого благородства в том не было. Просто рынок был еще не развит, к тому же ВИ боялось подавиться слишком большим куском рекламного пирога. Сегодня они не боятся — и идут ва-банк. Бомба взорвалась в конце прошлого года. Крупнейшее российское рекламное агентство "Видео Интернэшнл" объявило, что оставляет своими заботами НТВ и займется теперь ОРТ. История начала сотрудничества ВИ и Первого канала окутана тайной. Еще в марте прошлого года совет директоров ОРТ принял решение о нецелесообразности доверять продажу рекламного времени фирме, у которой нет акций телеканала. Такая ситуация, по мнению директоров, могла привести к существенным материальным потерям. Но уже в конце года было объявлено, что продажей рекламного времени ОРТ (на языке рекламщиков это называется медиабайерством) будет заниматься "Видео Интернэшнл". Эта структура полностью подконтрольна предпринимателю Юрию Заполю, имеющему тесные деловые контакты с министром печати Михаилом Лесиным. Это означает, что все рекламное время государственного канала, которое стоит сотни миллионов долларов, было передано частной фирме без тендера, аукциона или хотя бы других видимых атрибутов конкурса. ВИ фактически монополизировало крупнейший национальный телеканал. У участников рекламного рынка сразу возникло предположение, что здесь не обошлось без опеки государственных чиновников, имеющих в деле свой интерес. Свой интерес в ВИ, вполне возможно, имеет и Березовский. Общественности до сих пор неизвестны детали контракта между ВИ и ОРТ. Однако, судя по всему, рекламщикам предоставлено право самим формировать ценовую политику и не вносить каких-либо гарантированных взносов в кассу ОРТ. Это означает, что перед "Видео Интернэшнл" открываются беспредельные возможности для обогащения. Между тем ОРТ должен колоссальные деньги как связистам, так и своим кредиторам. Например, Внешэкономбанк очень хотел бы получить назад свои 100 млн. долларов, выделенных телеканалу в 1998 году. Однако после того как самая доходная статья ОРТ — реклама — была отдана "на сторону", коммерческие перспективы канала становятся весьма сомнительными. Причина этого в том, что Юрий Заполь помимо ВИ владеет большим количеством мелких и средних рекламных агентств. На ОРТ он может предоставлять "своим" фирмам гораздо большие скидки на размещение рекламы, держать под контролем распределение рекламных бюджетов. Если для всех прочих фирм минута рекламного вечернего времени на ОРТ обходится, например, в 22.000 долларов США, то фирмы Заполя могут его купить за гораздо меньшие деньги. Таковы новые условия игры. К тому же легко можно так построить медиа-план, что большая часть бюджета заказчика попадет на каналы, которые контролирует Заполь (в настоящее время к ним относятся ОРТ, РТР, ТВ-6 и СТС). Таким образом, "Видео Интернэшнл", во-первых, уничтожает конкурентов, а во-вторых, получает дополнительные деньги, которые совершенно необязательно будут перечислены ОРТ. В тех же Штатах по антимонопольному закону фирма вроде ВИ не могла бы существовать. Но это "у них", а у нас говорят, что внутри ВИ действует негласное распоряжение: раз под контролем Заполя находится 66% телевизионного рынка, значит, и доля бюджета клиента, выделенная на соответствующие телеканалы, не может быть меньше 70%. То есть желает, например, некая западная фирма отрекламировать свои прокладки и памперсы на 10 млн. долларов — ВИ должно получить с этого не менее 7 млн. Руководство ВИ замахнулось почти на весь телевизионный рекламный рынок, но некоторые каналы (НТВ и ТВЦ) категорически отказались участвовать в этих планах. Тем не менее ВИ склонно действовать по праву сильного и, перейдя с НТВ на ОРТ, по некоторым сведениям, прихватило с собой и наиболее привлекательных клиентов, соблазнив их более заманчивыми условиями размещения. Под эгидой ВИ наиболее влиятельные рекламные агентства работают над созданием картельного соглашения, которое позволило бы полностью уничтожить сложившийся рынок телевизионной рекламы и создать новую конструкцию. Во главе ее, естественно, все то же ВИ и его партнеры, согласившиеся играть по новым правилам. Фирмы, с которыми ведутся переговоры, были выбраны не случайно. Они обладают наибольшими пакетами рекламы от западных заказчиков. (Российский бизнес в настоящее время здесь не соперник иностранцам. "Погоду" на телевизионном рынке рекламы делают только известные западные производители). В результате таких договоренностей большинство средних и мелких рекламных агентств могут столкнуться с тем, что их клиенты перейдут в ВИ, а они сами погибнут. Вся эта ситуация напоминает театр абсурда. Ни Министерство печати (напомним, министр Лесин — близкий Заполю человек), ни антимонопольный комитет, которые должны были бы отслеживать эту ситуацию, до настоящего момента не сделали никаких попыток остановить ВИ. Капитализм друзей, о котором так много говорили, но что-то последнее время перестали, принимает совершенно извращенные формы. Ну как объяснить иностранцам, что крупнейший наш медиабайер не только торгует рекламным временем, но и сам же его покупает! Те из крупных рекламных агентств, которые сегодня идут с ВИ на картельное соглашение, рискуют, что через некоторое время с ними разделаются по такой же схеме, как с остальными. Передел всех сфер влияния в преддверии президентских выборов не мог обойти информационное поле. Нет ничего опаснее для любого из средств массовой информации, чем отлучение его от рекламного рынка. По этой причине все телеканалы, радио и газеты так трепетно относятся к рекламным агентствам и рекламодателям, которые фактически являются спонсорами для любого из СМИ. Любое вмешательство в эту сферу может привести к тяжелым последствиям, вплоть до банкротства самих средств массовой информации или рекламных фирм. В стране возникает опасная ситуация, когда большая часть ТВ зависит от одной частной рекламной фирмы, а значит частично ею контролируется.



Партнеры