ФИАТ: СОВСЕМ НЕ “БРАВО”!

Мало кто из владельцев "Жигулей" уже вспоминает, что его убогонькая консервная банка — вовсе не плод фантазии советских инженеров. Ровно 30 лет назад с конвейера Тольяттинского автозавода, построенного с участием итальянского "Фиата", поползли рожденные на Апеннинском полуострове уже тогда не самые удачные для своего времени автомобили, в советской версии прозванные "Жигулями". Казалось бы, концерн "Фиат" первым пришел в бывший СССР и сегодня — по логике — должен быть флагманом в экспансии на российском авторынке. Не случилось. Хуже того: в России он стал олицетворением сицилийской мафии, сросшейся с отечественными жуликами. Минувший год для всемирно известного концерна, именуемого чаще империей, был эпохальным: с большой помпой он отмечал свой столетний юбилей. Достижениям "Фиата", входящего в пятерку крупнейших автомобильных компаний мира, могла бы позавидовать вся наша страна: доход концерна в 1998 году — около 50 миллиардов долларов — почти вдвое превысил годовой бюджет России. Но это достижения. А за кулисами побед... К своему юбилею "Фиат" подошел с проблемами, корни которых завязли в России. После широкомасштабной диверсии по пересадке всех советских граждан на рассыпающиеся "Жигули" итальянцы, глядя, как другие иностранные компании уверенно пичкают своей продукцией доверчивого российского покупателя, в девяностых годах тоже — уже повторно — взялись за поставку своей продукции голодным россиянам. Отношения между российскими и итальянскими партнерами складывались удачно — ведь издревле считалось, что у русских и итальянцев много общего: так же упорно воруют и размашисто "разговаривают" руками. И совместное дело "купи-продай" начало приносить барыши. Но уже после августовского кризиса выяснилось, что русские при всей своей беспечности научились считать деньги и, что самое неприятное, стали разбираться в законах: они вдруг вспомнили, что у них существуют кое-какие права, защищенные к тому же законодательством. И обманывать российского покупателя стало не только трудно, но и небезопасно. К тому времени уже немало российских граждан, поверив рекламе, стали счастливыми, как им казалось, обладателями продукции всемирно известного итальянского концерна. Причем приобретенной, как они наивно полагали, исключительно у официальных дилеров и если не с пожизненной, то хотя бы с сервисной гарантией. Когда же "итальянцы" начали — вполне закономерно — рассыпаться, этому никто не удивился: ну не повезло. Ведь есть же фирменные станции техобслуживания, да и срок гарантии еще весь впереди. Вот тут-то и начали разворачиваться почти детективные события... Как только косяк из владельцев "Фиатов" потянулся в сторону станций технического обслуживания, последние, как кочевые цыгане, снялись с мест и с криком "за мной, ромалы!" отчалили в неизвестном направлении. И беда бы не беда — ведь в крайнем случае всегда можно найти в гараже умельца, который хоть "Фиат" починит, хоть из "Запорожца" самолет слепит. Да только аккурат с момента "самоликвидации" официальных дилеров из импортных машинок как по команде начали вылезать такие дефекты, что даже отечественные слесари, проходившие школу на всяком металлоломе, начали обескураженно чесать репу... Не слишком редким был случай, когда по неизвестным причинам автомобиль на ходу вдруг терял... двигатель. Как есть — целиком. Рекорд поставил некий покупатель, который обнаружил на своем новеньком "Фиате Брава" аж... 15 серьезных дефектов. Причем делал он это не самостоятельно, а с помощью вполне компетентных экспертов из Бюро независимой автотехнической экспертизы. Удивительно, что новоиспеченный владелец "Фиата" вообще остался цел и невредим — ведь большинство неисправностей были, что называется, "несовместимы с жизнью". Не исключено, что многие неполадки "вылезли" и из-за того, что произведенные на Апеннинском полуострове средства передвижения были попросту не адаптированы к суровым российским условиям. К слову сказать, как показало расследование, некоторые из моделей "Фиата" даже никогда в Италии и не бывали, а производились где-нибудь в Польше. Так случилось с "Фиатом Уно", который не выпускается в Италии аж с 1995 года, но до последнего времени поставлялся на российский рынок абсолютно новеньким и даже с идентификационным номером, подтверждающим, что его страна-производитель — Италия. Естественно, и сертификат соответствия на них выдавался как на "родные". Между тем ни одна из организаций, которая обязана стоять на страже интересов отечественного покупателя, не обратила внимание на то, что качество импортируемых в Россию автомобилей не соответствует, мягко говоря, не только европейским стандартам, но даже "дубовым" — "плюс-минус килограмм" — российским. Все министерства и ведомства, от которых зависело продвижение на российский авторынок интересов концерна "Фиат", безропотно выдавали необходимые лицензии и сертификаты. И лишь когда обманутые автовладельцы решили предъявить претензии если уж не официальным дилерам, которые исчезли с территории России, то уж хотя бы официальному представительству концерна в России, выяснилось ошеломляющее: у концерна "Фиат" в России никогда не было не только официальных дилеров, но даже зарегистрированного должным образом торгового представительства! А некая фирма "Фиат Авто Интернейшнл С.п.А.", которая как раз и значилась тем самым представительством, на самом деле является подставной фирмой, зарегистрированной с нарушением российского законодательства, и к деятельности концерна имеет весьма отдаленное отношение. На самом же деле тем самым представительством "Фиата" в России должен являться "Фиат Авто С.п.А." — производитель одноименных автомобилей. Но фирма, увы, не имеет государственной регистрации, счетов в банке и прочих атрибутов легальности. Кому жаловаться?.. Между тем, пока обиженные российские граждане обивали пороги всевозможных министерств и ведомств, пытаясь отстоять свои права и рассылая жалобы, непонятно откуда вновь всплыла фирма "Фиат Авто Интернейшнл С.п.А.", которая на сей раз если и открещивалась от деятельности своего старшего брата — концерна "Фиат", — то уже не столь активно. Выяснилось, что эта организация действительно существует и якобы даже имеет в России аккредитацию аж... с 1968 года. Но ее задача состоит не в том, чтобы отвечать по обязательствам концерна "Фиат", а чтобы проталкивать на российском рынке его коммерческие интересы. И ходатаев, обратившихся "не по адресу", выставили за дверь. Особо дотошные, впрочем, решили выяснить, кто же в такой ситуации должен отвечать по обязательствам фирмы-производителя и, что самое главное, кто будет компенсировать убытки. Официальные органы РФ — Мосторгинспекция, Госторгинспекция, Министерство торговли, Госстандарт и даже Министерство по антимонопольной политике — на вопрос "Кого под суд?" ответить не смогли. Зато последнее сообщило, что россиянин, понимаешь, не имеет права предъявлять претензии иностранной компании, которая на территории России не зарегистрирована и не имеет здесь своего представительства. Итальянские же представители официальной власти, вторя коллегам и единомышленникам из далекой России, открещиваются от нас еще более лихо: "Мы не желаем открывать у вас свое представительство, потому как Россия — вроде и страна, да только все еще дикая..." Вот и выходит, что дикие сограждане дикой страны, сдуру накупившие иностранных игрушек одноразового пользования, мыкаются с металлоломом, а государство, которое с завидной регулярностью собирает с них налоги, в том числе — и как с владельцев транспортных средств, не желает защитить обиженного соотечественника. Понятно: в тайном "Союзе меча и орала" "заграница нам поможет". Перед ней, чтоб не отказала в кредитах, хоть шапку оземь!.. Итак, факт нарушения Закона о защите прав потребителей — налицо. Как и факт обмана покупателей. Есть некачественный товар, есть фирма — производитель этого товара. Есть конкретные претензии к этому самому производителю. Вот только, увы, предъявлять их некому. ...На 27 апреля 2000 г. назначено судебное слушание по иску одного из пострадавших непосредственно к фирме-производителю. Сможет ли, а главное — захочет ли родное государство защитить своих граждан? Это и будет той лакмусовой бумажкой, которая покажет, кто из нас дикий. Мы? Или итальянцы?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру