ЛОТЕРЕЯ “РУССКОЕ МЕТРО”

21 февраля 2000 в 00:00, просмотров: 502

Ответ на вопрос, где окопались враги народа, для многих москвичей, звонящих в "МК", сомнений не вызывает: в московской подземке. Недавно мы в материале "Карточный фокус" писали о том, как метрополитен имени Ленина наживается на честных тружениках — продает льготные билеты с месячным "сроком годности". Не успел использовать билет — деньги как бы "сгорают". Тогда юристы вынуждены были признать: обираловка происходит в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Но не врет народная мудрость: два юриста — три мнения. Спецы в области гражданского права, связавшиеся с нами после той публикации, уверены: справедливости ограбленным москвичам добиться можно. И нужно. — Любой пассажир может отсудить у метрополитена потерянные таким образом деньги. Да еще и с процентами, — считает практикующий юрист Александр Павлович П. — Вопрос лишь в том, захотите ли вы тратить свое время и нервы из-за, в общем, небольших сумм. На это и рассчитывают метрополитеновские и другие транспортные чиновники. Ведь даже автобусные талончики с Нового года действительны только в течение трех месяцев. Итак. Допустим, вы купили метрополитеновский билет на десять поездок (за 30 рублей), съездили пять раз (на 15 рублей) и, не дай Бог, заболели. Пришли в метро, а турникет ваш билет выплевывает. На основании Закона о защите прав потребителей этот аппарат совершенно прав: вы не воспользовались льготой (трехрублевой поездкой) в обозначенный на билете промежуток времени. Но! Это значит только то, что проехать по билету больше нельзя. Но отнюдь не значит, что вы должны дарить метрополитену потраченные деньги. — Проездной билет — это не лотерея, — объясняет Александр Павлович, — не может быть такого: заплатил и не выиграл. Так что вы вправе потребовать свои 15 рублей за неиспользованную льготу. Согласно Гражданскому кодексу РФ, в данном случае метрополитен (как и другие транспортники) "неосновательно обогащается". Что ему за это грозит? В ГК есть глава 60 — "Обязательства вследствие неосновательного обогащения". Она является дополнительной для всех других глав, в т.ч. и главы "Перевозки". Вот ее статья 1102: "Лицо (физическое или юридическое. — Авт.), которое без установленных законом или другими иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество", а согласно пункту 2 ст. 1107, "на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств". В общем, ура, ограбленные москвичи правы! Теперь — как вернуть украденное на практике. Надо пойти в Управление метрополитена (или Мосгортранс) и написать заявление на имя начальника: "Прошу вернуть мои 15 (9, 27...) рублей". На заявлении обозначьте дату и сдайте его под подпись принимающему чиновнику. Если заявление не примут, отправьте заказной корреспонденцией. Квитанция, полученная за заказное письмо, послужит вам доказательством в суде. С момента написания заявления метрополитен (Мосгортранс) попадает на проценты (они рассчитываются по ставке Центробанка — 55% годовых). К слову, можно потребовать еще и компенсацию за моральный ущерб. Правда, пройти этот путь в Москве никто еще не пробовал. Но — лиха беда начало. Бывали в столице судебные прецеденты и покруче. Если же такие тяжбы станут в порядке вещей для москвичей, то метрополитеновские чиновники либо сами поймут, что неправы, либо суд какой-либо инстанции запретит им продолжать грабить сограждан. А значит, метрополитен будет вынужден отдавать деньги за неиспользованные поездки, не отходя от кассы.



Партнеры