ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ НАБРЮШНИК

25 февраля 2000 в 00:00, просмотров: 557

Она стала источником головной боли предпринимателей. Кормилицей средств массовой информации. Предметом напряженных творческих исканий. Объектом шуток и источником раздражения обывателей... Реклама есть. Реклама будет. Но реклама, представьте себе, была и в прошлом. Надо отдать должное изобретательности наших предков-рекламодателей: они не упускали возможности использовать в корыстных целях новейшие достижения техники. Известно, например, что один из самых первых в России показательных полетов на аэроплане сопровождался рекламной акцией. Едва "летающая этажерка" поднялась в воздух и сделала над полем круг, из пилотской кабины на головы зрителей посыпались бумажные листки. Но напрасно переполошилась полиция: это были не революционные прокламации, а приглашения посетить один из магазинов готового платья. Предприимчивый хозяин торгового заведения сумел договориться с "летуном", и тот взял в кабину пачку рекламных афишек, которые и разбросал сверху над собравшейся толпой. Несколькими годами раньше к рекламной кампании был подключен только что появившийся на городских улицах велосипед. На излете XIX века по Москве и Петербургу колесили "циклисты", у которых на спине висели щиты с объявлениями коммерческих фирм. Такую техническую новинку современники прозвали "летучей рекламой". А один из велосипедных фабрикантов додумался изображать рекламные тексты... прямо на резиновых шинах! Сверху над колесом укрепляли валик, наносящий краску на выпуклые буквы, заменяющие собой рельеф протектора, и велосипед оставлял позади себя на асфальте бесконечную строчку с названием рекламируемой фирмы. (Правда, в Первопрестольной это "ноу-хау" не получило широкого распространения — по той простой причине, что подходящего для "велопечати" гладкого асфальта на улицах Москвы было уложено тогда еще чересчур мало.) В объятия рекламщиков попал и трамвай. Сохранилась старая фотография: по Красной площади катит угловатый электрический вагончик, на крыше которого укреплен щит с категорической надписью: "Не рвутся гильзы Катыка"... Вот так лет 90 назад табачные фабриканты прельщали наших прадедушек качеством папирос "Катык". С середины прошлого века городские улицы стали активно украшать рекламными вывесками, и к началу ХХ столетия стены домов на центральных улицах Москвы были увешаны ими буквально сплошь. "Продажа деревянного гарного масла Грибова", "Пивная лавка Хамовнического завода. Продажа распивочно и на вынос", "Депо пиявок. Ставка пиявок и банок. При депо находятся фельдшер и фельдшерица во всякое время дня и ночи"... В 1912 году над входом в только что открытый магазин "Пассаж" засверкала, восхищая горожан, первая в Москве световая реклама. Некоторые из находчивых хозяев пытались облечь свои "завлекаловки" в стихотворную форму, как, например, этот бойкий столичный парикмахер, украсивший двери заведения щитами с незатейливыми виршами: "На Страстном бульваре, ставят где пиявки, Господа, вы брейтесь, там же и стригитесь, Очереди ждите, но не бойтесь давки, И оттуда выйдет каждый, словно витязь. И бритье, и стрижка — десять лишь копеек, Вежеталь, конечно, и духи бесплатно. Обстановка — роскошь; мастеров прекрасных Человек я двадцать у себя поставил, Почему и жду вас. Ваш Артемов Павел". И все-таки самой распространенной формой рекламы в те давние времена оставались объявления, публикуемые на страницах газет и журналов. Литературный стиль этих опусов вызывал в народе весьма ироничную реакцию. "Конфетный язык" — так называли москвичи творчество авторов рекламы. Впрочем, иногда среди подобных текстов можно обнаружить и весьма необычные. Вот, скажем, объявление, выдержанное в стиле манифеста: "Имею честь известить всех, кто меня знает, что я оставил службу в фирме Л. Ф. Пло и торговыми делами этой фирмы более не заведую. Я перешел в фирму И. И. Додонова, где буду управлять вновь открываемым техническим отделом фирмы, а потому имею честь покорнейше просить перенести доверие ко мне на эту фирму. Почетный гражданин М. С. Сергеев". В дореволюционные времена уже существовали строгие нормы на объем рекламы в периодических изданиях. Скажем, в толстых журналах из 80 страниц коммерческими объявлениями можно было занимать не более 14. Что рекламировали? Порою на этих пожелтевших от времени листках обнаруживаются совершенно удивительные даже для нашей космической эпохи "новейшие патентованные изобретения": "Только за 1 р. 65 к.! Электрическое туалетное зеркало! В роскошной оправе и красивой резьбы. Большое удобство и великолепное украшение в каждом доме. Даже в темноте можно себя отлично видеть в зеркале, а при этом оно издает поразительный электрический свет, зеркально отражающийся во всей комнате, вызывая всеобщий восторг..." "Стирка белья воздухом! 200 и более штук в час! Усовершенствованный ручной аппарат "Прачка-американка "Колумб", изобретение Н. Чиднера. Огромная экономия времени, денег и труда. Стирает всякое белье скоро, чисто и легко предохраняет белье от порчи..." "Последняя новость в мире! Карманная пишущая машина "Тауру". До настоящего времени не существовало еще такого удобства, чтобы можно было носить с собою в кармане пишущую машину (величина немного больше карманных часов), которой можно пользоваться, где бы человек ни находился..." "Рекомендуем новейшее изобретение — патентованные самоиграющие гармони, на которых каждый, без науки, может играть и давать концерты, как лучший артист. Игра производится посредством вкладываемых вовнутрь длинных ленточных нот... Отделка солидная и богатая..." "Гальванический набрюшник — как верное и испытанное средство для предохранения и предупреждения от заболевания: холерой, дизентерией, поносами..." "Искусственные барабанные перепонки "Здравый смысл" улучшают слух..." А вот это по нынешним временам — уже настоящая экзотика: "Самоучитель каллиграфии...", "Лампадный поплавок №1 (с пробкой) и №2 (с механическим регулятором фитиля)..." "Разборные модели в красках: — беременной женщины (с календарем беременности, правилами и советами), цена 1 рубль; — тела женщины (состоит из 26 отдельных частей с текстом и рисунками), цена 1 рубль; — тела человека в натуральную величину (длина 40 вершков, с описательным текстом), цена 15 рублей". "Презервативы мужские: — резиновые, обыкновенные бархатные, цена дюжины — 50 и 75 коп., — из рыбьего пузыря — 3 р. и 4 р. за дюжину..." "Новинка! Ложка для усачей (по оригинальному рисунку инженера Боровского)..." (В пояснительном тексте рекламы уточняется, что при еде красавцем мужчиной супа в такой хитрой ложке не будет купаться его правый ус, и, как следствие, с этого уса не будет потом капать на одежду едока.) Представителям сильного пола, лелеющим волосяной покров на своем лице, вообще уделялось в дореволюционной рекламе очень много внимания. Им настоятельно предлагалось, например, требовать "в аптекарских магазинах "Армин" для холи и мягкости усов и бороды". Этой же цели служил, судя по объявлениям, "Усатин "Перу". Не была оставлена заботами рекламодателей и женская половина общества. "Березовая эмульсия. Приготовлена в лаборатории А. Энглунд. Верное средство против веснушек, желтизны, пятен, красноты и проч.". "Каким образом получить красивую грудь? Дамы и девицы могут приобрести красивый бюст посредством пилюлей "Марбор". Эти пилюли благоприятно отражаются на здоровье, они не имеют себе соперников для развития, укрепления и восстановления грудей, придавая им соразмерность, грациозную полноту, в то же время не утолщая талии..." "Мыло из молока лилии "Конек" Бергмана и Ко в Дрездене..." "Самокрасящие гребенки "Фор". Красят волосы в любой несмываемый цвет..." Среди прочих встречаются и рекламные объявления, которые сразу напоминают, что новое — это хорошо забытое старое. В журнале "Нива" за 1908 г. читаем: "Банкирский Дом "Захарий Жданов" впредь до изменения платит по вкладам на срок 12 мес. — 7 3/4%, 9 мес. — 7 1/2%, выдавая % каждые 3 месяца..." Реклама в журнале "Природа и люди" искушает: "Костюм и куртка за 5 р. 50 к. Без риска. Высылаем почтой с наложенным платежом. Если не понравится, возвратим деньги..." "Не разбогатеть, а заработать на верный кусок хлеба и достигнуть самостоятельности можно посредством добросовестного предложения. Подробности высылаю бесплатно..." На рекламных страницах печатных изданий можно обнаружить и практически не освоенный еще нашими современными рекламодателями "сюжетный ход": "300 рублей награды получит всякий, кто докажет, что предлагаемые нами по небывалой до сих пор цене 16 ценных полезных предметов не стоят назначенной им цены всего только 4 р. 85 к. вместо 12 р. Требуйте и убеждайтесь! 1) прелестные карманные часы из настоящей вороненой стали; 2) цепь из американского нового золота или настоящего белого металла; 3) брелок изящной работы с двойными меняющимися видами интересных женщин; 4) замшевый кошелек для часов; 5) предохранитель часов от воров; ...8) каучуковый штемпель с именем, отчеством и фамилией заказчика..." Как видите, изучая старые рекламные опусы, можно почерпнуть немало любопытного о житье-бытье давно ушедших поколений. Когда-нибудь и о нас будут судить по нынешней беспардонной рекламе...



Партнеры