НЕВЕЖЕСТВО НЕ СОСТОЯЛОСЬ

6 марта 2000 в 00:00, просмотров: 156

Понятие "модный писатель" еще лет десять назад в молодежной среде звучало достаточно дико. Момент, когда ситуация изменилась, известен совершенно точно — это выход "Чапаева и Пустоты" Виктора Пелевина, 1996 год. Ну и пошло-поехало. С тех пор утверждение, что студенты и школьники читают одни лишь молодежные журналы, кажется по крайней мере смешным. Серийные ужасы Как и на Западе, российский молодой читатель предпочтение отдает фантастике и ужасам. Главная примета современной фантастической литературы — сериалы. "Властелин колец" Толкиена — как раз из них. Помимо "толкиенистов" встречаются еще "желязнисты" и "легуинисты" (прости господи!), потому как "Хроники Амбера" ("Десять принцев Амбера") Роджера Желязны и "Земноморье" Урсулы Ле Гуин — тоже вполне достойные сериалы. Юные любители российской "фэнтези" могут с полным на то основанием гордиться Марией Семеновой, автором и зачинателем цикла "Волкодав". Автор, много лет изучавшая культуру древних славян, создала во многом уникальную книгу, которая одновременно является увлекательнейшим боевиком и едва ли не научным трактатом, поскольку все детали быта и употребляемые выражения научно обоснованы. Как показывают опросы, чрезвычайно популярны среди молодых читателей Ник Перумов, Сергей Лукьяненко и Макс Фрай. Сайт Лукьяненко, например, в Интернете по числу посещений далеко обошел странички других писателей. Из других отечественных авторов, получивших известность в последние годы, можно назвать Андрея Лазарчука и Андрея Столярова — это фантасты "стругацкой" школы, начинавшие еще в конце 80-х. Последний, кстати, в недавних своих повестях (да и в давних тоже) обращается не столько к фантастике, сколько к мистике, ужасам. Но в этом жанре иерархия четкая: Стивен Кинг, а потом все остальные. Вот уже 4 года новые романы Кинга появляются в России одновременно с американским изданием, и все до единого ранние вещи писателя переведены на русский. Популярность этого писателя, особенно среди молодежи, несравнима с известностью ни одного другого переводного автора. Его новые романы регулярно поднимаются в самый верх единственного в стране списка бестселлеров, который составляет газета "Книжное обозрение". Ужасы пробуют писать многие, но по сравнению с Кингом все их потуги смотрятся бледной копией. Дин Кунц, Боб Маккамон — никто из них и близко не подобрался к известности Кинга. Об отечественных аналогах, имеющих... э... бойкость именоваться на обложке "русским Стивеном Кингом", даже упоминать неудобно. Хотя после того, как один автор определил себя как "русского Маркеса", ничего неудобного вроде уже не осталось: разве что только "нового Достоевского" найти. Голова не только для того, чтобы есть Не выдающаяся по тиражам, но наиболее обсуждаемая и ориентированная на молодежь область литературы — это интеллектуальные книги. Здесь вне всякой конкуренции Пелевин: его последний роман "Generation П", вышедший после 4-летнего молчания, несколько месяцев (!) возглавлял список бестселлеров "Книжного обозрения". Другой постмодернист, Владимир Сорокин, хоть и написал достаточно компромиссный коммерческий роман "Голубое сало", так и остался лишь элитарно известным. Хотя псевдокитайский сленг, изобретенный для этого романа, можно увидеть/услышать не только в модных журналах и интернетовских чатах, но и просто в автобусе (нечасто). Из отечественных авторов до сих пор мало известен Юрий Мамлеев, хотя Пелевина вполне можно рассматривать как его ученика — это упрек отечественному издателю. Другие нашумевшие книги последнего времени — это "Хазарский словарь" Милорада Павича и "Охота на Овец" Харуки Мураками. Обе книги выдержали не одно издание и разошлись приличным тиражом. По-прежнему не утихают страсти вокруг Умберто Эко и Джона Фаулза. Борхес, Виан, Бах, Зюскинд, Мисима — все они постоянно издаются, было бы желание читать. Опять-таки эти авторы объединяют думающую молодежь повсюду. Отрадно также, что элитарную литературу сейчас переводят элитарные же переводчики. Классика детективного формата Времена, когда ассортимент книг издательства отражал лишь спектр вкусов его владельца, закончились. На сегодняшний день в Москве функционирует не более 7 крупных книгоиздательских фирм, и в каждой из них имеется отдел маркетинга, изучающий читательский спрос. То есть к плохим книгам издатели приучают вполне осознанно. Известно ведь, что наибольшим спросом пользуются низкопробные полупорнографические детективы. А вот позволить себе специальную издательскую программу для молодежи пока никто не в состоянии. Даже издательства "с претензией" ("Терра", например), выпуская небольшим тиражом некоммерческую литературу, главный упор делает именно на ширпотреб. Впрочем, далеко не все столь траурно. Все-таки многие бестселлеры мы читаем одновременно с западными сверстниками. Для тех, кого не интересует сиюминутное, будет любопытен недавний проект издательства "Азбука" — оно выпускает классику в дешевом и доступном формате "покетбук", более привычном для все тех же детективов. Прошло то время, когда четырехтомник Набокова можно было жахнуть тиражом 1700000 экз., теперь старые тиражи с непривычки кажутся телефонами. Но вместе с тем книжный рынок России разнообразен и насыщен как никогда — было бы желание читать. То, что желающих меньше, чем кому-нибудь хотелось бы, не страшно: в том, что у нас молодежь значительно просвещенней европейской, можно не сомневаться. Ведь комиксы в России так и не прижились. Хит-парад, который мы собираемся представить вашему вниманию, основан не на объемах продаж. Он больше похож на рейтинги успеваемости, которые составляют в институтах: каждому тексту читатели — пользователи русскоязычного Интернета — выставляют оценки, и набравшие наивысший средний балл возглавляют список. Посетители сайта "Библиотека Максима Мошкова", где составлен хит-парад, — в основном молодежь в возрасте от 13 до 25 лет. Как легко заметить, список сильно отличается от школьной программы. Также интересен тот факт, что практически все произведения являются отнюдь не реалистичной литературой. Молодежь выбирает воображаемый мир? 1. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц". 2. Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита". 3. Сергей Козлов "Правда, мы будем всегда?". 4. Аркадий и Борис Стругацкие "Понедельник начинается в субботу". 5. Габриэль Гарсия Маркес "Сто лет одиночества". 6. Ричард Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". 7. Леонид Филатов "Про Федота стрельца". 8. Аркадий и Борис Стругацкие "Пикник на обочине". 9. Патрик Зюскинд "Парфюмер. История одного убийцы". 10. Омар Хайям "Рубаи".



Партнеры