ПОЧЕМУ РАЗБИЛСЯ “Як-40”?

10 марта 2000 в 00:00, просмотров: 813

Аэропорт "Шереметьево-1". Девятое марта. 8.39 утра. Уже совсем светло. Летное поле мокрое, но снег прекратился, видимость под облаками отличная (до 10 км), словом, летай — не хочу. Авиадиспетчер произносит ключевые слова: "Восемьдесят восемь сто семидесятому — взлет". Командир экипажа "Як-40" Сергей Якушин отвечает: "Понял, взлетаю". Лайнер медленно разбегается. Начинается отсчет последних секунд жизни пятерых членов экипажа "Яка" и их высокопоставленных пассажиров: известнейшего журналиста Артема Боровика, президента ОАО "Группа Альянс" Зии Бажаева, а также двух его помощников — Николая Тектова и Андрея Сичкаря. Пройдет всего полминуты, и самолет, завалившись на левый бок, царапнет ВПП, перевернется и рухнет на землю с высоты 30 метров. Погибнут все. Вчерашняя трагедия в "Шереметьево" войдет в историю по многим причинам — и по месту происшествия (в главном московском аэропорту большие самолеты не разбивались более пяти лет), и по персоналиям, и по возможным последствиям как для российского бизнеса, так и для российской журналистики. Корреспондентам "МК" удалось восстановить подробности "черного четверга" и событий, предшествовавших ему. "Як-40", разбившийся вчера утром, был изготовлен на Саратовском авиазаводе. Вообще самолеты этого типа относятся к достаточно надежным воздушным судам. Сейчас их в эксплуатации несколько сотен. За весь прошлый год разбился всего один "Як-40", причем в Африке — из-за внезапно возникшего на ВПП препятствия. Лайнер эксплуатируется в 20 странах мира и первым среди отечественных самолетов получил сертификат на полеты в США. Несколько лет назад часть "Яков" начали активно сватать в "вип-самолеты" с уменьшенным количеством кресел и повышенным комфортом (передний отсек для именитых пассажиров отгораживался). Именно на таком лайнере предложили лететь в Киев Артему Боровику и Зии Бажаеву. Кстати, "Як-40" очень любил бывший министр гражданской авиации СССР Борис Бугаев. Постоянным местом базирования разбившегося "Яка" было "Шереметьево". Он многократно выполнял коммерческие рейсы по заказам различных частных авиакомпаний, в том числе компании "Аэротекс", базирующейся в аэровокзале на Ленинградском проспекте. Менялись лишь экипажи. Лучше других машину знал тот, кто оказался за штурвалом и вчера — командир экипажа, пилот "Вологодских авиалиний" костромчанин Сергей Якушин. "Всегда собранный, серьезный, настоящий транспортник", — примерно так охарактеризовали его коллеги в беседе с журналистом "МК". В феврале Сергей был в отпуске. На прошлой неделе он вернулся и сразу же совершил контрольный полет для восстановления техники пилотирования, который прошел на "отлично". А 8 марта Якушину дали очередное задание — вылететь в Москву, чтобы на старом знакомом "Яке" доставить в Киев высокопоставленных пассажиров. На сей раз в его экипаж вошли второй пилот, выпускник Троицкого авиаучилища Эдуард Могуев, и бортмеханик Василий Наволоцкий (последний, кстати, самый опытный из всех — его налет 7649 часов). Руководители авиапредприятия клянутся, что все трое отмечали женский день весьма скромно, ибо знали о предстоящем задании. Якушина остались ждать жена, сын и дочь. Вчера утром они еще не знали о случившемся, а товарищи пилота никак не могли решиться сообщить страшную весть. Уже в столице к экипажу присоединились стюардессы Елена Яковлева и Светлана Карякина. Вчера уже в 8.00 все было готово к взлету, на борт подняли прохладительные напитки (до Киева всего час лету, так что запасаться большой партией провизии не было нужды). В 8.39, как и планировалось, самолет с четырьмя пассажирами взлетел и в 8.39 же упал. Очевидцы утверждают: взрыва и пожара на борту не было. Самолет как будто сдуло с полосы. Полосы в "Шереметьево" проложены с востока на запад, и сильный южный ветер бил как бы в "лицо" лайнеру (точнее, в левый борт). Сильно накренившись, "Як" зацепил крылом за взлетную полосу, упал и загорелся. Шансов выжить в этой мясорубке ни у пассажиров, ни у членов экипажа не было. ВЕРСИИ: 1) Отказ одного или даже всех трех двигателей марки АИ-25, всегда считавшихся весьма надежными, маловероятен. При остановке даже двух двигателей самолет просто плавно спланировал бы на полосу. 2) Более реальным представляется "затяжеление" или заклинивание управления. Это происходит либо при попадании в тяги управления какого-нибудь постороннего предмета, например, отвертки или пассатижей, либо при необратимой неисправности в системе управления рулями (высоты, поворота или элеронами). 3) Версия теракта выглядит очень заманчивой, но маловероятной. Взрыва никто не слышал, следовательно, о бомбе речи не идет. Скорее следователи будут проверять возможность диверсии, т.е. умышленной поломки самолета до взлета, например, в ангаре при предполетном обслуживании. 4) Не исключен и выход самолета на режим сваливания. Так случилось в прошлом году в "Домодедово", где разбился при взлете "Ил-114". Обе катастрофы очень схожи: сильный боковой ветер, резкий крен на малой высоте и столкновение плоскостью с землей. В этом случае экипаж, едва заметив крен, должен был, как при заносе автомобиля, "парировать" его, т.е. повернуть рули в обратную сторону и прекратить взлет. Эксперты надеются на два черных ящика (речевой и параметрический). Впрочем, переговоры пилотов едва ли помогут: за время полета они могли разве что издать удивленные междометия. КТО ВИНОВАТ? Представители Межгосударственного авиационного комитета поспешили спустить всех собак на владельцев самолета. По горячим следам эксперты заявили, что самолет выработал свой ресурс (24 из 25 возможных лет) и должен был быть отправлен в утиль ближайшим летом. Однако в "Вологодских авиалиниях" эту версию опровергли. По словам представителей компании, реальный ресурс "Яка" — 32 года, да и это не предел. "Он мог еще летать и летать", — говорят они. К тому же все оборудование самолета, начиная от двигателей, периодически обновлялось. Правда, последняя катастрофа с самолетами "Вологодских авиалиний" произошла... опять же с "Як-40". Это случилось 21 год назад в Вологде. Но там причиной трагедии была скверная погода. ИЗ ДОСЬЕ "МК": КАТАСТРОФЫ САМОЛЕТОВ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ 15 ноября 1993 г. — в Иране потерпел катастрофу самолет "Ан-24" российской авиакомпании "Авиастар". Погибло 17 человек. 3 января 1994 г. — близ Иркутска потерпел катастрофу пассажирский "Ту-154" (авиакомпании "Байкал-авиа"). Погибло 120 человек. 19 августа 1996 г. — в Югославии разбился российский транспортный "Ил-76М" частной екатеринбургской компании "Спаэро". Жертвами катастрофы стали 12 человек. 18 марта 1997 г. — вблизи города Черкесска потерпел катастрофу гражданский самолет "Ан-24" авиакомпании "Ставропольские авиалинии", совершавший коммерческий рейс в Турцию. Самолет буквально развалился в воздухе на высоте около 6 тысяч метров. Погибло 50 человек. 2 сентября 1998 г. — на Камчатке потерпел катастрофу вертолет "Ми-2" частной авиакомпании "Кречет". Погибло 2 человека. 11 ноября 1998 г. — под Красноярском разбился транспортный самолет "Ан-12", принадлежавший частной авиакомпании "Вилюй". Погибло 13 человек. По сообщению страховой компании "АФЕС", являвшейся страховщиком потерпевшего крушение "Як-40", корпус самолета был застрахован на 200 тыс. рублей. Кроме того, была застрахована гражданская ответственность перед третьими лицами и пассажирами, а также — экипаж самолета. "При этом общий лимит ответственности составляет 6 млн. рублей", — заявил вице-президент компании АФЕС Александр Нестеров. По его словам, страховое возмещение родственникам погибших пилотов и пассажиров составит 1000 МРОТ — т.е. 83490 рублей, или менее 3000 долларов. КУДА И ЗАЧЕМ ЛЕТЕЛИ БАЖАЕВ И БОРОВИК? Полет президента ОАО "Группа Альянс" Зии Бажаева выглядел вполне логичным. Не так давно нефтяные структуры трех стран — России, Украины, Казахстана — разработали совместный бизнес-проект по управлению Херсонским нефтеперерабатывающим заводом. ХНПЗ — это третье по величине нефтеперерабатывающее предприятие Украины. Однако в последнее время финансовые дела предприятия оказались настолько плохи, что правительство Украины было вынуждено срочно искать внешних антикризисных управляющих, чтобы не допустить банкротство ХНПЗ. Со стороны России участником проекта стала именно "Группа Альянс". Она же — координатор совместной деятельности. Мало кого удивило и появление на борту Артема Боровика. По слухам, в конце прошлого года "Группа Альянс" планировала купить внушительный пакет акций "Совершенно секретно". Публику убеждали, что это не более чем слухи, однако есть информация, что сделка все же состоялась. По официальной же информации, Боровик летел на переговоры с партнерами о создании и развитии украинского выпуска газеты "Версия". СПРАВКА "МК": Имя Зияуди Бажаева в последний год стабильно занимало место в первой двадцатке самых влиятельных предпринимателей и лоббистов России. В политике Бажаев считался близким к Союзу Правых Сил — ему весьма симпатизировали, например, Борис Немцов и Анатолий Чубайс. Чеченец по национальности (Бажаев родился в селе Ачхой-Мартан, известном по военным сводкам), с 1991 года он занимался поставками нефтепродуктов из Чечни, работал в зарубежных нефтяных фирмах в Германии и Ирландии, в 1997 году стал президентом нефтяной компании "Сиданко". Однако основной акционер "Сиданко", "Бритиш Петролеум", отстранила Бажаева от руководства, "посчитав неприемлемой работу с местным криминалитетом и неформальное финансирование региональных чиновников". Тогда Бажаев создал и возглавил межрегиональный холдинг ОАО "Группа Альянс". Как утверждали эксперты — "зарабатывающий на процессе повышения доходности бизнеса (купил предприятие-доходягу — сделал из него "конфетку" — продал)". Используя обширные связи с регионами и "нефтяные" деньги, Бажаев надеялся выстроить новую мощную финансово-промышленную империю. "Группа Альянс" также выступала основным консультантом "Роснефти"... В самом "Альянсе" не исключают, что вчерашняя трагедия не случайна. В неофициальной беседе корреспонденту "МК" дали понять: многие желали устранения Бажаева, и авиакатастрофа стала для них настоящим подарком. А в числе возможных недоброжелателей упоминаются опять-таки "Сиданко" и "ЛУКОЙЛ". Известно, что президент "Группы Альянс" Зияуди Бажаев в последнее время рассматривался в числе кандидатур на пост министра топлива и энергетики РФ. В связи с чем резко возросло число выступлений Бажаева в СМИ, где он излагал свое видение проблем российского ТЭКа. Одновременно с этим фамилия Бажаева начала звучать, когда речь заходила о предстоящих выборах главы Чечни. Служба информации. n n n Вчера коллеги, политики и общественные деятели выражали свою скорбь в связи с гибелью Артема Боровика. Евгений Примаков назвал его смерть "огромной потерей": "Слов не нахожу, чтобы сказать что-то по этому поводу — так это все страшно и так это все неожиданно". Юрий Лужков готов прервать свой отпуск и вылететь в Москву. Мэр, по словам его пресс-секретаря, потрясен трагедией. Правительство столицы возьмет на себя организацию похорон журналиста. Отец покойного, известный публицист Генрих Боровик, не исключает, что причиной гибели его сына могла стать не только трагическая случайность. Он сообщил о том, что Артем постоянно получал в свой адрес многочисленные угрозы, связанные с его профессиональной деятельностью. n n n Редакция "Совершенно секретно" выражает глубокие соболезнования родным и близким Артема Боровика, а также близким Зии Бажаева, семьям его погибших помощников Николая Тектова и Андрея Сичкаря, семьям экипажа самолета. Дата и время гражданской панихиды будут сообщены дополнительно.



    Партнеры