ПОБИЛ ЛИ ДАВИД ХЛЕСТАКОВА?

24 марта 2000 в 00:00, просмотров: 253

Опера Владимира Кобекина "Молодой Давид", представленная Новосибирским театром оперы и балета на "Золотой маске", скучна для широкой публики, зато имеет шанс заслужить признание официоза. Внешне она вполне профессиональна и, на первый взгляд, несет в себе глубокое религиозно-мифологическое содержание. Тогда как "Инкогнито из Петербурга", водевильчик Виктора Плешака, показанный Красноярским театром музкомедии, никакого содержания даже на первый взгляд не несет. Забавно, что есть нечто общее в этих столь непохожих друг на друга спектаклях. Псевдосовременный музыкальный язык автора "Молодого Давида", определяемый некоторыми критиками как "умеренный авангард", на самом деле давно уже пропах нафталином. Кажется, что композитор мучим страхом: как бы случайно не затесалась в партитуру живая музыкальная интонация или красивая мелодия. А потому опера соткана из однообразных попевок, которые более или менее фальшиво играет оркестр, выкрикивают певцы, прожевывает хор. Либретто Алексея Парина основано на тексте Библии. Получилась история про то, как порой переменчива Богом данная власть. Стоило лишь проколоться перед Господом царю Саулу (Валерий Гильманов), как тут же нарисовался пастушок Давид (Виталий Ефанов). Соблазнил практически всю царскую семью, включая сына Саула Ионафана (Лилия Устюжанина), так и умершего с именем пастуха на устах. А в финале пустился в гнусный плебейский пляс и грубо прогнал свою возлюбленную Мелхолу (Ольга Бабкина). Зато вернул ковчег завета и Голиафа победил. Одним словом, на все воля Божья. В том числе на режиссерские откровения Дмитрия Чернякова, изобразившего Пророка в виде кинопроекции гигантского белозубого рта, то ли изрыгающего истины, то ли рекламирующего антикариесное действие "Орбита" без сахара. Постановщики, посадив публику на сцену, вывалили перед первыми рядами кровавые внутренности. Придумали, что дирижировать будут одновременно три разных дирижера, включая музыкального руководителя спектакля Алексея Людмилина. Все зря: скулы сводит от скуки и ощущения внутренней пустоты. Ругать "Инкогнито из Петербурга" Плешака (мюзикл по мотивам "Ревизора" Гоголя) на фоне вышеизложенных библейских политических пророчеств как-то даже неловко. В этом "мюзикле", как будто только сошедшем со сцены материально обеспеченного Дома культуры машиностроителей, тоже есть оригинальное либретто (старик Гоголь пусть подвинется). Автор — О.Ернев. Хлестаков в разбитных куплетах повествует о том, как они с Пушкиным снимают чувих на Невском. Городничий периодически говорит: "Вашу мать!" — и предлагает кому-то из персонажей в столь напряженный момент не соваться со своими яйцами. Музыка — под стать тексту: куплеты в духе Мосэстрады 50-х, танцы в стиле музыки к детским елкам 70-х. Интригует одно: в каком состоянии были члены экспертного совета, когда они отбирали это самое "Инкогнито" на премию "Золотая маска"? Не сыграл ли здесь свою хлебосольную роль один из спонсоров театра — Красноярский водочный завод?



    Партнеры