ТЕЛЕФОН НЕДОВЕРИЯ

27 марта 2000 в 00:00, просмотров: 822

Нынешняя эпоха внесла свои коррективы в приевшуюся по причине частого использования фразу "В России две беды — дороги и дураки". Как оказалось, бед значительно больше. И одна из самых неприятных — никудышная телефонная связь. Современный человек без телефона — все равно что неандерталец без палки-копалки. Телефон соединяет и властвует над людьми. Мы все его рабы — и молоденькие кокетки, и седовласые старушки, и солидные бизнесмены, и даже президенты. В России до полной телефонизации населения еще далеко. Даже в Москве телефон по-прежнему остается роскошью, а не средством общения. Особенно в районах-новостройках. Дефолт 1998 года здорово подкосил столичного монополиста — МГТС. Вместо ожидаемых прибылей московские связисты остались у разбитого корыта. Убыток составил ни много ни мало 75 миллионов долларов. В минувшем году МГТС удалось построить только одну новую АТС, в Новокосине. Без связи остались тысячи новоселов Марьина, Куркина, Северного и Южного Бутова и других спальных районов. Сегодня в очереди на телефон стоят в общей сложности 95 тысяч москвичей. Но это по официальным данным. Нуждающихся на самом деле гораздо больше. 400 московских АТС обслуживают 4,2 миллиона абонентов. Казалось бы, для загибающейся экономики совсем неплохо. Однако существующая телефонная сеть Москвы — достижение давно минувших лет. 60% ее оборудования безнадежно устарело и нуждается в скорейшей замене. — Большинство из тех, кто вбил себе в голову, что его подслушивают спецслужбы, абсолютно нормальные люди, — разоткровенничался как-то знакомый психиатр. — А причина их "нездоровья" — отвратительное качество телефонной связи. В дневные часы дозвониться до нужного абонента бывает непросто. Телефонная трубка лает, стонет, хрюкает, а то и вовсе издает такие звуки, что приличные люди краснеют до ушей. Особенно страдают от качества связи жители Центрального округа. Почти все АТС в центре города отслужили по полвека и более. А тут еще как снег на голову — Интернет... На полную модернизацию сети МГТС требуется как минимум 8 миллиардов долларов. Еще три года назад казалось, что найти эту сумму Москве вполне по силам. Телекоммуникации считались чуть ли не самой привлекательной отраслью для инвестирования. На смотрины пожаловали знаменитые западные компании — "Эй Ти энд Ти", "Франс" и "Дойче Телеком"... Совместные проекты множились как грибы после дождя — от организации сложных "наложенных сетей" до обеспечения столицы уличными таксофонами. При участии западных партнеров началось строительство первых цифровых АТС. Сегодня они составляют 12% от общего числа станций, но проблема качества связи все равно остается: суперсовременные АТС иностранного производства включены в старые электромеханические транзитные узлы. Кризис спутал все планы. МГТС осталась один на один со своими проблемами. Пуск только одного телефонного номера обходится связистам в тысячу долларов, а абонент за установку телефона платит всего 1040 рублей. Несоразмерность величин очевидна. То же самое происходит и с абонентской платой. Мы тратим 52 рубля в месяц, а МГТС 59 рублей. В общем, как ни крути, связисты обслуживают население себе в убыток. Однако у москвичей мнение прямо противоположное. Последнее повышение цен на телефон (которого МГТС добилась только благодаря поддержке АФК "Система" и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) многие восприняли как оскорбление. Народ привык, что перед выборами расценки на коммунальные платежи стараются не трогать, а тут взяли и подложили такую свинью. На самом деле абонентская плата физических лиц составляет дай бог одну пятую бюджета МГТС. На эти деньги не то что новые станции не построишь — поддерживать сеть в рабочем состоянии весьма затруднительно. Так что отставание от графика — явление закономерное. Дело, кстати, не только в финансах. Связисты просто физически не успевают за строителями. Сложившаяся практика предполагает, что АТС начинают строить лишь после того, как сданы в эксплуатацию жилые дома и в наличии имеется около 10 тысяч потенциальных абонентов. Полный цикл занимает еще год-полтора. Вот и считайте. Там год-другой, да еще полтора-два... В общем, ждать новоселам минимум 5 лет. Правда, правительство Москвы может сказать свое слово и попросить связистов не в службу, а в дружбу в срочном порядке телефонизировать какой-то район. Так было, например, в Митине, когда там стали жить депутаты. В 2000 году МГТС обещает наверстать упущенное и обеспечить телефонной связью 92800 квартир и офисов. Должны быть пущены в строй АТС-759 в Митине, АТС-347 в Марьинском парке, АТС-706 в Жулебине, АТС-738 в Филевской пойме, АТС-717 в Южном Бутове и АТС-343 в Орехове—Борисове. Кроме МГТС, в Москве работают несколько крупных телекоммуникационных компаний, в задачи которых входит обеспечение качественной связью тех, кто может за это качество заплатить. Расценки коммерческих операторов существенно отличаются от тарифов МГТС (одно только подключение к сети стоит от 800 до 3000 долларов США), но и спектр предлагаемых услуг — шире. Владельцы современных цифровых сетей могут удовлетворить любую прихоть клиента. Нужно организовать одновременную передачу голоса, текста и изображения? Пожалуйста. Обеспечить многостороннюю связь? Нет проблем. Впрочем, локальные сети рано или поздно все равно включаются в МГТС. Монополист, он и в Африке — монополист. Оставаясь владельцем базового оборудования, МГТС оказывает влияние на деятельность практически всех коммерческих телекоммуникационных компаний. В начале 90-х в Москве было очень трудно дозвониться на "межгород". "Восьмерку" приходилось набирать до посинения подушечки указательного пальца. Московская сотовая связь (МСС), продававшая своим клиентам федеральные мобильные номера, помогла МГТС закупить необходимое оборудование и решить проблему. Пару лет все было спокойно. Однако сегодня связисты вновь вынуждены вести переговоры об инвестициях с другим оператором сотовой связи — МТС. Ссорится с МГТС не хочет никто. Телекоммуникационные компании обычно не отказываются, если город просит помочь с телефонизацией районов-новостроек. Работают в том числе и себе в убыток. Так, например, в Никулине коммерческий оператор оказывает услуги связи населению по расценкам МГТС. Однако не всегда получается так складно и ладно. Зачастую подобные договоренности остаются лишь на бумаге. В Молжаниновском районе Северного округа компания "Юнител" просто "кинула" неимущих москвичей, в том числе стариков и инвалидов. Поскольку строительство АТС в Молжанинове не планировалось, власти округа решили заключить договор на обслуживание с оператором местной телефонной связи "Юнител" по уже обкатанной в городе схеме. Местный ДЕЗ под гарантии префектуры берет в коммерческом банке кредит, оператор покупает на эти деньги необходимое оборудование и обеспечивает телефонной связью энное количество некоммерческих абонентов. Разумеется, по тарифам МГТС. Что касается Молжаниновского ДЕЗ, то он свои обязательства выполнил: 760 тысяч долларов США поступили на счет "Юнитела" точно в срок. А вот коммерсанты подкачали. Вместо простых москвичей телефонные номера получили жители роскошных загородных коттеджей. За установку аппарата и подключение каждый из них заплатил 2500 долларов США (ежемесячная абонентская плата — 24 доллара). "Отбив" кредит, "Юнител" напрочь забыл о своих обязательствах. 500 москвичей продолжают забрасывать префектуру жалобами на отсутствие связи с "большой землей". В ответ руководство только разводит руками. Коммерческий оператор "кинул" всех: оборудование стоимостью несколько сотен тысяч долларов, купленное благодаря усилиям и связям местных властей, удерживается и эксплуатируется "Юнителом". Восстановить справедливость теперь может только суд, очередное заседание которого состоится в ближайшую среду. В 1995 году президент Ельцин поставил свою подпись под программой "Российский народный телефон". Тогда Борис Николаевич еще верил, что сумеет обеспечить россиянам не только нормальную жизнь, но и достойную связь. Не получилось. Мы по-прежнему хотим, но не можем "услышать друг друга." Что касается нового главы государства, то он — по глазам видно — специалист по "прослушке". Может, оно и к лучшему, что у вас нет телефона?



    Партнеры