ЗАЯВКА НА ШЕДЕВР

6 апреля 2000 в 00:00, просмотров: 740

Чем во всех стандартных вузах завершается процесс обучения? Нет, бурная пьянка — это чуть позже. Сначала — защита диплома. После этого, собственно, студент и превращается в специалиста. Получение заветной корочки в киношколах предваряется съемкой и сдачей дипломной картины. И здесь возникают некоторые вопросы. Например, чем отличается дипломный студенческий фильм от "взрослого" кино? И вообще, зачем учиться пять лет режиссуре, если существует масса примеров самородков, объявившихся из совсем некиношных областей? САМОРОДКИ Их много. Конечно, образование у самородков все же дает крен в сторону гуманитарно-творческого. Взять, к примеру, Владимира Мотыля — "отца" красноармейца Сухова и Гюльчатай с компанией: имеет два образования, и оба весьма далеки от его нынешней профессии: театральное и историческое (в университете защищал работу о декабристах). В режиссерскую когорту активно включается и пишущий люд. Например, Валерий Тодоровский нашел свое призвание спустя несколько лет после окончания сценарного отделения ВГИКа. Самое забавное, что картина "Катафалк" снята им по чужому сценарию. А другой сценарист и актер, Валерий Приемыхов, вообще взялся за свой первый фильм в качестве режиссера от полного отчаяния. Написанный им сценарий к картине "Штаны" пролежал 12 лет на полке, сменив трех потенциальных режиссеров. Следом за сценаристами плотной шеренгой выстроились театральные режиссеры. Поставщик отечественных мелодрам Дмитрий Астрахан окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино. Первая астраханская картина — "Изыди" — появилась лишь спустя 9 лет. Причем слезливой сказ4очкой с хэппи-эндом там и не пахло. В фильме, снятом по мотивам произведений Бабеля и Шолом-Алейхема, рассказывалось о кровавых еврейских погромах в России в начале ХХ века. Другой театральный режиссер, Евгений Гинзбург, признался, что его внедрение в телепроизводство прошло бы намного легче, если бы в свое время он окончил ВГИК и знал историю мирового кинематографа. О различиях технического плана театрал Гинзбург не переживал: — Техника — это ерунда. Когда я делал курсовую работу, мне вдруг доверили ставить огромный телеспектакль на грузинском ТВ, причем в живом эфире. Это было почти кино. Когда я шел на репетиции, меня тошнило за углом от страха... Эльдар Рязанов заявился в комедию по еще более тернистой и загадочной дороге. До этого целых пять лет он трудился на мрачной ниве кинохроники. Правда, на третьем курсе режиссуры он предпринимал робкую попытку экранизировать юмористический рассказ Карела Чапека "Покушение на убийство". Во время просмотра первой рязановской комедии почему-то никто не смеялся, и молодой режиссер решил накрепко завязать с такими развлечениями. Поэтому диплом он уже делал в виде лиричного киноочерка о московских студентах — "Они учатся в Москве". 10 АВТОМОБИЛЕЙ ЗА ДИПЛОМ Преподающий ныне во ВГИКе Владимир Хотиненко когда-то оканчивал двухгодичные Высшие режиссерские курсы (мастерская Никиты Михалкова). Я решила выяснить, как же обстояло дело с дипломом у самого педагога. — Вот интересно: стоял ли перед студентами финансовый вопрос так остро, как сейчас? — Ну, условия-то были более роскошные. На съемках дипломного фильма была полная модель взрослого кино: профессиональная съемочная группа, художники, декорации. Выделялся бюджет, смета и бухгалтер. Вопрос был в другом: в идеологии. Была цензура. Тогда, например, мой нынешний студент Юрий Кузин не смог бы снять фильм про Гитлера. На 30-минутный черно-белый диплом выделялось 50 тысяч рублей. Машина тогда стоила 5 тысяч, а зарплата инженера была 120 рублей. В нашей стране все можно мерить двумя вещами: автомобилями и водкой. Так вот: раньше давали на диплом не менее 10 автомобилей. — А где и как выбирали сценарий? — Тогда я увлекался гумилевской теорией пассионарности и интересовался Китаем. У Леонида Нехорошева, сейчас преподающего во ВГИКе драматургию, был сценарий про Ерофея Хабарова — фантастическая история с 300 казачками. — Что же случилось с казачками? — У них произошел конфликт из-за пленницы, которую казачки захватили и не отдали китайцам. Хабаров отправил своего лучшего друга послом к китайцам, а те зарубили его. В сцене убийства казачка было видно, как он конвульсивно дергается, и от раны его лицо разваливается — это впечатляло. Так как тогда еще не было компьютерной графики, мы снимали покадрово, занимались практически мультипликацией. Убитый друг (Авангард Леонтьев) лежал часа три в зажимах, пока мы меняли ему очертания шрама. — Откуда вы набирали актеров-китайцев? — Китайцев играли корейцы. Это эстетская картина: китайцы на белом снегу в красивых халатах. — Вы упоминали цензуру. Проблемы были? — Приходилось делать ей некоторые уступки. Например, грубо говоря, нельзя было ссориться с китайцами. Хабарова требовалось показывать только как положительного героя — злодейские способы борьбы исключались. Ведь город Хабаровск в честь кого назван? А в честь плохого человека город не назовут... РОЖДЕНИЕ СТИЛЯ У многих режиссеров их дальнейший стиль определяется уже по учебным работам. Василий Шукшин замыслил дипломный фильм "Из Лебяжьего сообщают" еще аж за два года до съемок, о чем и написал когда-то брату: "Задумал большую картину, писать сценарий буду сам. Разве штатные сценаристы лучше меня знают деревню?" Сюжет черно-белого дипломного фильма, снятого на "Мосфильме" под руководством Михаила Ромма, прост и скромен: один будничный день сельского райкома партии в жаркий период страды. Роль инструктора райкома сыграл сам Шукшин. Диплом, сделанный без эффектных ракурсов и эстетских новаций, не был событием во вгиковской среде, зато стал первым шагом молодого режиссера к авторскому кино. Создатель "Бедной Саши" Тигран Кеосаян еще до окончания ВГИКа имел в режиссерской копилке коллекцию музыкальных клипов и других кинотворений и появлялся в альма-матер нечасто. В качестве диплома ему засчитали 20-минутную курсовую работу "Солнечный берег", до этого получившую несколько призов на студенческих кинофорумах. — Я только пришел из армии, куда меня забрали после 1-го курса, и поэтому фильм достаточно автобиографичен. Сценарий написал сам: это история, случившаяся с моим другом. Парень убежал из армии из-за дедовщины, встретил девушку, началась романтика... Несмотря на поблажки в учебе, диплом Кеосаян так и не получил. Оказалось, что для обретения официального статуса режиссера необходима еще и теоретическая часть, которую Кеосаян не стал писать из принципа и недостатка времени. Теперь, спустя десяток лет, посолидневший и заматеревший "студент" на звонки из ВГИКа: "Может, тебе все-таки нужен диплом?" — предлагает прислать за ним своего водителя, на что ему советуют: "Тогда пусть он захватит теоретическую часть..." В общем, этих режиссеров не поймешь: то ли нужен им диплом, то ли не нужен. Одни жалеют, что не получили его вовремя, другие прекрасно обходятся и без него. И с таким разбродом в образовании, вкусах и стилях получается как раз то, что требуется зрителю, — ярмарочная лавка с кинотоваром на выбор: от мелодрам и боевиков до высокоинтеллектуальных картин.



Партнеры