СОЧИНЕНИЕ не в тему

По весне школьников разбирает на писанину. Причин тому несколько: неуравновешенное состояние психики, романтические настроения и, конечно же, угроза предстоящих экзаменов. Писать большинству нравится намного больше, чем читать: "Чукча не читатель, чукча — писатель" — девиз начинающих пушкиных и достоевских. Тут тебе и свобода творчества, и полет фантазии. А многие, самые находчивые, даже извилин не напрягают — шпаргалка, ловкость рук и никакого мошенничества! Корреспонденты "МК" решили проанализировать весеннюю творческую эйфорию и с этой целью изучили школьные "многотиражки", сочинения и литературные "памятки", с которых детки просто-напросто скатывают свои творения. Рука дитя писать устала... Современные школьники отличаются необычайной живостью ума и игривостью фантазии. Иногда в своих творениях они выдают такие перлы, что хоть стой, хоть падай. Корреспонденты "МК" собрали целую коллекцию ученического "словоблудия", которая и предлагается вниманию читателей. Больше всего детям нравится писать сочинения по Пушкину. Наверное, все хоть что-то, да читали. Но некоторые из них понимают труды Александра Сергеевича крайне своеобразно: "Пушкин в романе "Евгений Онегин" в лице Онегина и Ленского показал мужскую сторону общества, то есть главную". Но женщины, несмотря на такое "специфическое" отношение к ним Александра Сергеевича, оказывается, все же любили его. "Вся внешность Анны Керн была пропитана любовью к поэту", — говорится в очередном опусе. Но особенно сильно досталось от учеников Герасиму. Уж и не знаем, чем так поразила современного школяра эта маленькая повесть Тургенева, но эмоций (и мудрых изречений) она породила кучу. Как-то: "Герасим любил Муму, но молчал об этом". Не поймешь: то ли любил молча, то ли молчал — любя. Или еще вот: "Герасим от рождения был глухонемым, однако все понимал. За это его и взяли дворником в усадьбу". Произведение, пламенно любимое учениками, — "Гроза" Островского. Образы хозяев "темного царства" вызывают у учащихся праведный гнев: "Дикой пил водку и на всех кричал. Кабаниха водку не пила, а потому пилила своих домашних устно". Хорошо что хоть не письменно! Или: "Дикой — это типичный самодур. Кабаниха тоже самодур, но женского рода". Это как — самодура, что ли? А вот, например, Льва Николаевича и его бессмертные творения школьники как не читали, так и не читают, о чем свидетельствует следующее утверждение: "Когда Курагин уехал, Наташа Ростова отравилась мышьяком". Впрочем, досталось не только писателям ХIХ века. "Горький жил с босяками, часто ночевал с ними в ночлежках. И вообще вел антисанитарный образ жизни". Ай-яй-яй, Алексей Максимович! Как можно-с: чтобы с бомжами, да еще в антисанитарных условиях! О его героях: "Данко вырвал руками сердце и отнес его людям. Люди испугались и побежали через лес". Просто фильм ужасов! Это, понятно, из рассказа "Старуха Изергиль". Еще оттуда: "Мать у Ларры была женщина, а отец — орел. Поэтому Ларра был гордым человеком". Как там у Жириновского? "Мать русская, а отец — юрист..." Продвинутые современные школьники свободно рассуждают на самые острые темы. Правда, мысли при этом у них возникают весьма оригинальные. О проститутке Насте из пьесы "На дне": "Банальный секс за деньги уже не удовлетворял ее. Ей хотелось возвышенной, чистой любви". Про нее же: "Настя зарабатывала на жизнь изнуряющим трудом проститутки..." Так и хочется пустить слезу... Досталось даже милейшему Бунину. Уж его-то за что? Однако читаем: "Бунин не любил Россию, иначе бы не уехал за границу. Настоящий писатель всегда живет на своей родине. Даже если жить там мерзко и противно". Как в лозунге: "Дети, любите Родину, мать вашу!" Зато нынешние детки просто обожают природу и единение с ней: "Читая стихи Есенина, мы ощущаем себя братьями кудрявой березы, спелой рябины и разного зверья". Увы, в век урбанизации и экологического кризиса это становится все сложнее и сложнее: "В России замечательная природа, но в очень отдаленных местах". Ни для кого не секрет, что самые ленивые вообще ничего не читают. Ибо знают, что среди предложенных тем сочинений обязательно будет 1—2 свободные типа "Если я буду президентом России". Свободная тема дает возможность для полета фантазии и полного самовыражения выпускника. Например, один продвинутый товарищ вот как рассуждает о будущем страны: "Чем больше будет развиваться общество, тем тупее будут становиться люди". Но есть в работах на свободные темы и более сокровенные, интимные строки: "Мы благодарны маме за то, что она помогла нам появиться на свет. Папе, конечно, тоже, но в меньшей степени". Детский мозг хитер и изворотлив. Давно известно: ушлые современные школяры не желают ломать голову над замысловатыми сочинениями по литературе. Но не за горами выпускные экзамены, и с ними надо что-то делать. А посему многие предприимчивые ученики уже сегодня под завязку затоварились сборниками так называемых лучших работ медалистов и прочими ценными книгами. Научая бредятина Однако напрасно радуетесь, дорогие! Бойтесь этих книжек как чумы, если не хотите получить "банан" за свое переписывание. Потому что многообещающие "золотые страницы" — не что иное, как банальная ловушка для дураков. Все они преследуют только одну-единственную цель — сделать бабки на обормотах, не желающих напрягать свои извилины. Естественно, никаких рекомендаций Минобраза они не имеют. Посему публиковаться в них может что угодно — хоть полная бредятина. Как показал проведенный экспресс-анализ, большинство из них — так или иначе лажа. Но есть лажа полная, а есть относительная. Относительная, понятно, стоит несколько дороже. Начинаются сборники обычно с Грибоедова. Уж тут-то, кажется, ничего нового родить нельзя, все давным-давно жевано-пережевано. Однако при некоторой доле фантазии и большом желании и здесь можно сотворить настоящий шедевр. Например, такой: "Безумное общество со знаком "минус" борется с Чацким, которого, разумеется, следует отметить знаком "плюс". Или вот еще перл: "Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной уже на заданные абсолютные истины". И это должно изображать сочинение школяра? "Не верю!" — говорил в подобных случаях Станиславский. Далее, как правило, следует Пушкин. Александру Сергеевичу припоминают всех: и Онегина с Татьяной Лариной, и Дубровского с Машей Троекуровой, и Балду вкупе с попом. Не говоря уже о бедном Евгении из "Медного всадника". Уж как только над ним не поизмывались! "Евгений из последних сил бежит к Параше", — говорится в одном из опусов. Хорошо еще, если имя девушки пишут с заглавной буквы. "Это гнев великого монарха на сумасшедшего червя", — говорится об отношении Петра Первого к герою в другом творении. "А невеста его, с которой он собирается жить "по природе"? — вопрошается в третьем. — Что может дать она ему, кроме пошлого омерзения семейного быта?" Или вот Онегин. "Как можно жить так, как жил Онегин: балы, рестораны, обеды, ужины, прогулки! — негодует безвестный автор. — А где же труд?" Господи, "какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?" (как спросил бы Борис Пастернак). Год издания — 1997-й. Михаилу Юрьевичу также приходится отвечать "за базар". Как он, подлец, оказывается, жестоко обошелся с бедной Мери! И вот ей приходится решать: "Остаться наивной девушкой или стать женщиной с вполне ясно определившимся характером. Печорин в этом случае сыграл положительную роль в ее судьбе". Это что же, он помог Мери стать женщиной? Клевета на честного человека! Но больше всех, конечно, досталось бедному Гоголю. Николай Васильевич, наверное, в гробу тридцать три раза перевернулся от возмущения, когда о нем самом и его героях писали такое... Вот славная тема: "Гомеровские и дантовские мотивы в "Мертвых душах". В нем автор, глубокомысленно рассуждая, сравнивает бессмертное творение Гоголя с бессмертными же творениями Гомера ("Одиссеей") и Данте ("Божественной комедией"). Сначала мы с удивлением узнаем, что "Одиссей — это Чичиков". Потому что на своем "пути за мертвыми душами" он (Чичиков) "встречает множество людей и чудовищ". "Собакевич напоминает циклопа", — делает вывод автор творения. Это оригинальное умозаключение делается на том основании, что у гомеровского циклопа было стадо баранов — и на столе у Собакевича блюдо тоже из баранины. Помещица Коробочка, по мнению того же автора, похожа на волшебницу Цирцею, околдовавшую Одиссея. Разгадку этого странного сравнения мы находим дальше, когда автор сопоставляет поэму Николая Васильевича с поэмой Данте. Во втором круге дантовского ада находятся сладострастники. "У Гоголя здесь — Манилов со своей женой, а также Коробочка, которая собиралась почесать пятки (!) Чичикову". В сборниках подобного рода обычно содержится от 50 до 250 сочинительств. Пишутся "спецами" — студентами Литинститута, педвузов и филфаков, а также молодыми училками. Нанимают их ушлые дяденьки из издательств по принципу: числом поболее, ценою подешевле. Так что народ, который этим занимается, отнюдь не самый притязательный и не особо квалифицированный. Причем "сочинитель" должен закончить работу в кратчайшие сроки. Обычно месяц-полтора, чтобы успеть "выкинуть" очередное творение до начала горячей экзаменационной поры. Вот и парятся бедные авторы, строчат аж по 10 сочинений в день. Где уж тут о грамотности задумываться! При этом их мозг рождает самые изощренные и витиеватые творения. Одни из них весьма любопытны, другие же невозможно читать без слез и истерического хохота.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру