БЕЗБОЖНЫЙ PR

18 апреля 2000 в 00:00, просмотров: 282

Вокруг Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) разгорается новый скандал. Москвичка Елена Бетанова обвиняет бывшего брахмачарью (послушника) храма на Беговой Николая Непочатова в том, что под видом "бесед о Ведах" он целый месяц регулярно насиловал ее 11-летнюю дочь Леру. Причем женщина уверена: экс-послушник стал педофилом исключительно благодаря 6-летнему пребыванию в кришнаитском ашраме. Николай продавал священные индуистские книги, Елена заинтересовалась — так они и познакомились. Непочатов долго и интересно повествовал о Кришне. Елене в принципе нравилось — она была лишена религиозных предрассудков. Засим последовало несколько таких же ни к чему не обязывающих встреч. Молодая женщина пригласила его в гости, познакомила с дочкой. Между тем тучи над бритой головой послушника сгущались, и он это чувствовал. Начал делиться с Еленой: ох тяжела кришнаитская доля. В 4 утра — подъем, бесконечные молитвы и песнопения, еда сплошь вегетарианская, скудная. "Очень я устаю", — жалился Николай. Елена входила в положение — и правда жалко. 20 ноября 1999 г. Непочатова из брахмачарьев все-таки выгнали. "За систематическое грубое нарушение правил внутреннего распорядка храма, проявляющееся в недисциплинированном поведении, грубости по отношению к проживающим в ашраме, нарушение садханы (четырех правил воздержания. — Авт.), отсутствие в ашраме в течение долгого срока без уважительной причины, а также ввиду игнорирования трех предупреждений, представленных на протяжении последнего года..." — гласит протокол собрания совета храма. — Я хорошо знал Николая, — рассказывает Максим Осипов, пресс-секретарь ЦОСКР. — Он жил в Якутии, работал бульдозеристом, был плохо образован. Члены нашей общины обратили на него свое внимание потому, что Николай находился в явном разладе с собой, стремился вырваться из этого состояния. Очень просил взять его в ашрам. Здесь он проявил себя не лучшим образом, хотя и стремился к самосовершенствованию. Бывал нелюдим, несдержан и груб, много внимания обращал на женщин. В прошлом году самовольно покинул храм и уехал домой. Причина — ему нравилась одна из наших девушек, а она вышла замуж за другого. Через полгода Николай вернулся и стал проситься обратно. Вопреки нашей практике для него сделали исключение. Но сути нашего учения он так и не постиг. Непочатову было рекомендовано отъехать по месту жительства, в Челябинскую область, и заняться мирским трудом. Но он не внял разумному слову. Ходили слухи: вроде бы его видели то там, то сям в Москве, как будто под кайфом... Точно поручиться можно за то, что в начале 2000 г. он вновь возник на горизонте Елены. — Пришел ко мне несчастный, оборванный, сказал, что его обокрали. Я одолжила ему 1500 руб. Потом он поселился у меня. Очень понравился дочке Лере. Постоянно рассказывал ей и двум ее подружкам — Оле и Тане — о Кришне. Я уходила на целый день на работу, и у меня даже тени сомнения не возникало. Наоборот, радовалась — девочка под присмотром. Правда, Николай все дальше и дальше отходил от соблюдения вайшнавских запретов, и это его мучило. Его дневники, которые я нашла, были полны покаянных слов. "Вчера вкусил ветчины, сегодня одурманил себя джин-тоником" и т.д. Часто писал письма к господу Кришне, просил простить его греховность. Раз неожиданно вошла в комнату, и мне показалось, что Николай приобнимает дочку. Но она все отрицала. Прошел месяц. И вот я однажды вышла из ванной и увидела — стоит Лера со спущенными штанишками... — Елена не справляется с собой, плачет. — Он насиловал ее почти каждый день. Убеждал, что это — часть религиозного посвящения. К Оле с Таней, подружкам, тоже приставал. Слава богу, не успел ничего... "Почему же ты молчала, не рассказала мне?" — допытывалась я у дочки. "Боялась, что ты прогонишь дядю Колю. Он очень хороший, и мне его жалко", — отвечала девочка. В дневнике Леры записано: "Я люблю дядю Колю. И никогда не сознаюсь маме, потому что тогда ему будет плохо. И еще я очень люблю Кришну". Елена подала заявление в милицию. Леру должен был осмотреть судебный медэксперт. Однако через 2 суток заявление было отозвано. — Узнав, что делают в зонах с насильниками, а тем более педофилами, я забрала заявление. Не хочу, чтобы страдания этого подлеца затем отразились на моем ребенке, — мотивирует свой шаг Елена Бетанова. И Непочатов вышел на свободу. У КПЗ его подкараулили родичи Лериной подруги Тани и избили до полусмерти. С тем Николай и отбыл на родину, в город Миасс Челябинской области. А 8 марта Бетановы получили от него "весточку". "Желаю вам расцвета вашей красоты в эту весну, покоя и благополучия", — написал маньяк своим жертвам. А внизу, в прямоугольничках для почтового индекса, старательно вывел "КРИШНА". — Когда я получила это по почте, думала, просто захлебнусь гневом, злобой, гадливостью. Да как он посмел? Сейчас у меня на руках уже 3 письма от него. Друзья говорят, что он от нас так просто не отстанет, советуют возобновить уголовное дело. Скоро Лерочка приедет из санатория. Я просто не знаю, что предпринять, — говорит несчастная мать. Зато в одном Елена уверена совершенно — во всем, что случилось с ней и с ее дочерью, виновны кришнаиты. "Если бы не суровая, полная лишений 6-летняя жизнь в ашраме, у Николая Непочатова не "снесло башню" на почве чуждой индуистской философии. И ничего бы не было. Я готова по кирпичику разобрать этот храм", — горячо повторяет доведенная до отчаяния женщина. Она вообще не верит тому, что Николай был изгнан из ашрама. "До самого последнего времени он приносил и распространял их духовные книги, угощал нас ведическими сладостями, держал в храме личные вещи. Он так говорил", — доказывает правдоискательница. Во-вторых, вскоре после случившегося Елена решила нанести визит в ашрам. "Я решила сама сходить туда, разобраться. На пороге встретила девушку-кришнаитку: завернутую в ткань, с кольцом в носу — все как полагается. Я была в таком состоянии, что не удержалась и рассказала свою историю совсем незнакомому человеку. А она мне: ну и что, со мной было то же самое, и мне было 11 лет. Я развернулась и поехала домой. Потом кришнаиты звонили мне 2 раза. Сначала предлагали любую помощь. А потом, если нужно, обещали разыскать Николая и устроить над ним нечто вроде самосуда. Я отказалась..." Вайшнавы говорят по-другому. Случайно встреченная Еленой прихожанка действительно являлась жертвой изнасилования. Но было это давно, задолго до ее прихода в общество сознания Кришны. Девушка просто пыталась подбодрить подавленную несчастьем мать. Мол, я тоже пережила этот ужас, но выросла нормальным человеком. Но получилось — как получилось. Когда в ашраме узнали о трагедии, виновником которой стал их бывший брахмачарья, Елене действительно звонили с предложением помощи. Естественно, имелась в виду помощь духовная, а также консультации психолога, работающего в храме. Второй раз звонили из комитета родителей, чьи дети "ушли к Кришне". Женщина, председатель комитета, выразила свои соболезнования. И сказала, что если Николай скрылся, ЦОСКР в интересах следствия может попытаться найти его по своим каналам. Что ж до якобы существовавших контактов изгоя Непочатова с ашрамом, их, как выяснилось позже, вообще не было. Однако руководство не исключает того, что кто-то из прихожан мог встречаться с Николаем и поддерживать его из жалости. Елена Бетанова, пережившая страшную личную драму, имеет полное право не доверять кришнаитам. Открыть ей глаза "на этих кришнаитов" взялся широко известный сектовед Александр Дворкин. И немедленно, в порядке "моральной поддержки", поведал Елене о "ритуальном убийстве православного священника в Якутии". О "кровавом жертвоприношении языческому богу" в поселке Тура Эвенкийского АО в марте сего года не писал только ленивый. Беглый дезертир, называвший себя Романом Хариевичем Кришницем, убил настоятеля Свято-Троицкого монастыря иеромонаха Григория (Яковлева). Убив его, он отчленил голову, которую возложил на алтарь. Затем, согласно лишь ему известному ритуалу, безумец разбрызгал кругом кровь батюшки и совершил над ним "обряд поклонения Кришне". Ввиду того, что преступник голосил в камере мантру "Харе Кришна!", а также на основании его устных "заявлений" о принадлежности к обществу сознания Кришны, каналы РПЦ разнесли по миру весть об убийстве на религиозной почве. Согласно этой логике любой экзальтированный тип, нацепивший на себя крест или иконку, может считать себя православным. А если он лишит жизни священника иной конфессии и объявит, что совершил это ради Христа, такой поступок отбросит тень на всех последователей евангельского учения. Скороспелость выводов невольно заставляет вспомнить, как в начале этого века черносотенцы спровоцировали целую волну погромов на Украине, в Молдавии и на юге России. Вслед за православными информагентствами красноярские, а затем и не самые последние московские газеты поспешили рассказать о "зверском жертвоприношении индийскому богу Кришне". Репортеры не озадачили себя хотя бы беглым знакомством с учением вайшнавов, основанном на миролюбии. Кажется, даже детям известно то, чего не ведают журналисты ведущих московских изданий: культ Кришны не включает в себя никаких жертвоприношений, тем более человеческих. Вайшнавы, убежденные вегетарианцы, всегда были противниками насилия и убийства как такового. Горе семьи Бетановых стало разменной монетой в "большой игре". Уже вышел "разоблачающий" кришнаитов материал. По каналу REN-TV продемонстрировали берущий за душу сюжет с участием господина Дворкина. Из речей последнего становится ясно, что именно кришнаиты принесли на Русь зло. Но вряд ли с этим согласятся наши солдаты в Чечне или мирное население Грозного. Поскольку кришнаиты, не испугавшись войны, завезли в город полевые кухни и кормили всех, кто нуждался в пище, без различия веры и национальности. И даже московские бомжи, которых "дети сатаны" не первый год исправно подкармливают, также могли бы возразить Александру Дворкину. Нельзя не порадоваться за официальных деятелей РПЦ, которые в борьбе с конкурентами все качественней овладевают искусством "черного" PR'а. А что же вайшнавы? Ходят какие-то чудные, но в общем симпатичные ребята, распевают себе "Харе Кришна"... Кого-то это развлекает, у иных индийская экзотика обостряет ксенофобию. А кришнаиты озадачены и слегка растеряны. Нельзя сказать, что в происходящем, особенно в случае с Лерой Бетановой, нет вины руководителей ЦОСКР. Конечно, духовная работа многотрудна. И понятно, что вести ее во сто крат сложнее, если исповедуешь нетрадиционную религию в стране с крепким посттоталитарным мышлением. У кришнаитов сложный контингент: бывшие наркоманы, опустившиеся интеллектуалы, неудавшаяся богема. Зачастую приходят люди, "попробовавшие" уже не одну религию. Вайшнавы стремятся помочь всем. Наверное, с учетом местной специфики им следует усилить психологическую службу или контроль при приеме. Ведь "животная" формула "Мы в ответе за тех, кого приручили" справедлива и для заблудших людей. Имена и фамилии пострадавших изменены.



Партнеры