АМЕРИКА РОССИИ ПОДАРИЛА “ВЕЗДЕХОД”—

12 мая 2000 в 00:00, просмотров: 319

...Вы таки будете смеяться, но не станете отрицать: случайность уже становится похожей на закономерность — один за другим автопроизводители с мировым именем норовят доказать ошарашенному россиянину, что смастеренные их умельцами автомобили чаще всего дорогие и плохонькие, а потому покупать следует родные, отечественные. Тоже никудышные, зато дешевые. Весной 1997 года к "русским кошелькам" заняла очередь и всемирно известная автомобильная корпорация "Дженерал Моторс", по-"ихнему" — GM, с идеей осчастливить некогда знаменитыми автомобилями "Шевроле Блейзер" падких на джипы крепких российских охранников и бритых братанов. Совместное производство "Блейзеров" (детали — американские, руки — наши) на базе помирающего тракторного завода в Елабуге обещало быть значимым для российско-американской дружбы не менее чем историческая стыковка в космосе "Союза" с "Аполлоном". И открывать новое предприятие с оркестром и новыми афоризмами отправился сам Виктор Степанович. Аналитики, весьма далекие от конъюнктурных интересов, уже тогда задались вопросом: "До зарезу ли необходим России джип, производство которого на Западе по причине его непопулярности стало убыточным?" Но грянул оркестр... И, одолжив заводу совсем немного денег, американская сторона аккурат три года назад открыла перед своим "принципиально новым" автомобилем столбовую российскую дорогу. Первые покупатели оценили принципиальную новизну американского шедевра сдержанно. Во-первых, он оказался совсем не американским, а... бразильским, то есть скроенным для местности, где много-много диких обезьян. К тому же вовсе не полноприводным. И каким-то не "джиповым", что ли... А посему, несмотря на крупномасштабную рекламную трескотню и существенное снижение цены относительно стоимости на ввозимые в Россию родные "Блейзеры", охочих до бразильского трактора нашлось немного. И плод совместного елабужско-блейзерского соития прозвали просто — "еблейзер"... Янки, впрочем, не слишком переживали неудачу. На фоне застоя продаж они даже отвергли чью-то идею обновить модельный ряд "Блейзеров", дабы привлечь к внедорожнику уже ставшего капризным отечественного покупателя. А ему, покупателю, к тому времени уже стало предельно ясно: бразильскому джипу наши дороги не по зубам. Вскоре же случилось и вовсе неслыханное... То ли бразильская техника сельскохозяйственного назначения оказалась плохо приспособленной для русских полей, то ли наших трактористов бес попутал, но двигатели у абсолютно свежих "Шевроле Блейзер" вдруг начали рассыпаться, оставляя за собой на бескрайних просторах СНГ вереницу поршней, пружин и колец. Обескураженный покупатель, попавший на капитальный ремонт двигателя, кулаками не размахивал, а лишь робко вопрошал: "К чему бы это?" И всякий раз получал от представителей завода и GM по бестолковой башке: "Вместо ослиной мочи, дядя, надо заливать бензин!" Справедливости ради стоит заметить, что в техническом паспорте автомобиля его разработчики вообще не упомянули о том, какое именно топливо (или не топливо...) следует заливать в бак "еблейзера", предоставив тем самым каждому владельцу джипа чистое небо для полета фантазии. Однако вряд ли можно допустить крамольную мысль о том, что некто, разорившийся при покупке трактора как минимум на два с половиной десятка тысяч долларов, позволил себе беспечно экономить на бензине. И владельцы джипов с маркой "GM" потянулись в суд... Приключения одного из них — ростовчанина Ростислава Рыкова — войдут, видимо, в историю войны между потребителем с производителем. Ведь именно ему одному из первых удалось доказать в зале суда, что преждевременная кончина двигателя недавно купленного "Шевроле Блейзера" вовсе не результат неправильной эксплуатации. Своей смертью двигатель обязан некачественной сборке и конструктивным огрехам. Закадычные американо-российские друзья из Елабуги нехотя признали в суде "некоторые" погрешности своих творений, найдя им универсальное объяснение: "Брак возможен на всяком производстве!" И с рвением денщика вновь бросились штамповать бразильский вариант американского внедорожника для "новых русских". ...Вряд ли можно заподозрить столь солидную американскую компанию, как GM, в нежелании получать в России запланированную прибыль или хотя бы сохранить авторитет. Не хочется думать, что предоставленные ей в России льготы настолько велики, что с лихвой могут компенсировать любые недоразумения. Ведь тогда выходит, что елабужские джипы — не что иное, как эффективное чистящее средство для отмывания денег. Если последнее не противоречит истине, то впору взяться за голову: иностранные компании у нас, выходит, ничем не рискуют. Дабы удовлетворить аппетит неизбалованного русского и при этом получить прибыль, им достаточно подцепить убыточное российское предприятие и, получив солидный кредит и массу льгот в придачу, под видом иномарки штамповать нечто, что он с удовольствием съест. И даже если распрямит плечи какой-нибудь бунтарь-одиночка, он, к счастью, не будет опасен: ведь не встанет горой на его защиту ни один государственный муж. И конфликт за пределы России уж точно не разольется. А значит, не стоит переживать всемирно известной компании за свой авторитет на мировом рынке, ибо Россия — еще не мировой рынок. И в ней всегда найдется место для продолжения эксперимента, не завершенного на бразильских обезьянах...




Партнеры