БУРНАЯ неделька

15 мая 2000 в 00:00, просмотров: 340

Самым ярким событием прошлой недели стали "маски-шоу", устроенные Кремлем в структурах безопасности "Медиа-Мост". Как утверждают наши источники в ФСБ, операция в "Мосте" готовилась несколько месяцев. Главной задачей, по их мнению, было — захватить как можно больше "компромата". Впрочем, в самом "Мосте" прекрасно знали о готовящейся акции еще до майских праздников, и поэтому назвать операцию "удачной", с точки зрения неожиданности, вряд ли можно. По идее организаторов акции, после службы безопасности "Медиа-Мост" должен прийти черед других частных спецслужб. И если дело действительно не только в мести непокорным информационным структурам "Моста", то нечто подобное должно произойти и с огромными департаментами безопасности, например, "Менатепа", наследников потанинского "ОНЭКСИМа", "Газпрома" и т.д. Можно быть почти уверенным, что будет возобновлено дело по охранной фирме "Атолл", которая была до последнего времени преторианской гвардией Бориса Березовского. Цель очевидна: сохранить монополию шпионажа за своими гражданами только за собственными конторами — ФСБ, МВД, ФАПСИ... И это в принципе правильно, если только заставить все эти силовые государственные "крыши" точно соблюдать даже весьма либеральное для них отечественное законодательство. Между тем на прошедшей неделе обсуждались вещи и поважнее. В Кремле окончательно дорабатывался пакет "федеральных законов", которые будут первыми предложены на ратификацию в Госдуму (начиная прямо с этой недели). Помимо того что теперь в России будет семь крупных округов, куда будут назначаться президентом "генерал-губернаторы", будет изменен принцип избрания Совета Федерации. Сейчас членами верхней палаты парламента автоматически становятся губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов Федерации. Согласно тем предложениям, которые будут внесены, члены Совета Федерации будут избираться в каждом регионе губернаторами и депутатами местных заксобраний. Это компромисс. Федеральные власти не настаивают на прямом избрании сенаторов населением губерний и оставляют за местной властью возможность назначать сенаторов. Но в то же время губернаторы автоматически лишаются неприкосновенности. Согласно другому проекту, президент будет иметь возможность снимать губернаторов за нарушение закона. В качестве компенсации губернаторы могут получать право снимать за то же самое мэра. А так как стопроцентно любой губернатор и мэр где-то да нарушает законы, то "крюк" будет на каждого. Правда, теперь у мэров появилась возможность непосредственно выходить на федеральную власть через "генерал-губернаторов" (представителей президента во вновь нарезанных округах). Сами "генерал-губернаторства" вводятся с целью максимально укрепить федеральную власть на местах. Именно "генерал-губернаторам", а не местным властям, будут переведены в подчинение все федеральные (читай силовые) структуры. Общая цель реформы понятна: максимально укрепить федеральную власть, заставить губернаторов подчиняться Кремлю, остановить центробежные тенденции. Есть вариант закона, согласно которому Госдума сможет распускать законадательные собрания регионов, если те откажутся приводить свои нормаивные акты в согласие с федеральными законами. Но сейчас Путин и его администрация не решаются на то, чтобы ликвидировать особый статус национальных республик и приравнять их к обыкновенным губерниям. В то же время "сложносоставные субъекты Федерации", то есть те регионы, в которых есть всякого рода автономные округа, должны быть "упрощены" до 2003 года. Автономные округа потеряют свой особый статус внутри регионов. И вообще, следующий этап федеральных реформ, включающих в себя избрание сенаторов прямым тайным голосованием жителей региона, должен осуществляться уже после 2004 года. Помимо "федерального пакета" до конца в Думу должны быть представлены налоговые законы. Согласно обсуждаемым проектам общая налоговая нагрузка должна снизиться на 8 процентов. При этом подоходный налог должен быть снижен (сейчас обсуждаются разные варианты) до 12 или 18 процентов. Будут отменены оборотные налоги. Налог на прибыль станет равен 35 процентам. Будет введен и единый "социальный налог". В него сразу входят все выплаты в различные социальные фонды, включая Пенсионный. Причем пенсия будет начисляться не только в государственный Пенсионный фонд, но и на личный накопительный счет каждого гражданина. Если гражданин выплачивает в государственные фонды определенную сумму, порядка 300 тысяч рублей, то дальше он "сдает" пенсионные начисления только в свой личный пенсионный фонд. Но так как этих взносов все равно не будет хватать, то предлагается увеличить пенсионный возраст на пять лет и мужчинам, и женщинам в несколько этапов до 2015 года. Варианты экономических налоговых программ обсуждаются в Кремле сутками. Ясно, что общее падение сбора от налогов надо чем-то компенсировать. Пока предполагается сократить госрасходы с 37 до 29 процентов от ВВП и увеличить в четыре раза акцизы на бензин и водку. Причем взимать эти акцизы не с производителей, а с продавцов. Однако можно не сомневаться, что собрать эти акцизы с бензоколонок и винных магазинов, которые зачастую принадлежат бандитам, будет очень непросто. Кроме того, даже если наладить их стопроцентный сбор, 95-й бензин, даже по расчетам авторов правительственной программы, подорожает до девяти с половиной рублей за литр. А на самом деле — наверняка выше. Кроме налоговой реформы активно обсуждается и изменение таможенных правил. Сейчас в России более 180 тысяч разных кодов, по которым растаможивается товар. Например, окорочка растаможиваются как мясо индейки, потому что таможенные сборы с индейки гораздо ниже. Сантехника завозится как "битая плитка". Ясно, что все это делается за взятки. И все разговоры о защите "отечественного товаропроизводителя" — не что иное, как попытка сохранить коррупционную систему. Тем более что аграрии предлагают, например, ввести колоссальные пошлины на продовольствие и нулевые — на сельхозтехнику. Производители сельхозтехники, наоборот, хотят максимальных ввозных пошлин на аналоги своей продукции и минимальные — на оборудование. Аналогичные желания есть и у производителей оборудования. Получается замкнутый круг. Единственный выход — назначить единую ставку таможенной пошлины либо с веса ввозимой продукции, либо с ее стоимости. Во всех странах со слабым "таможенным администрированием" (читай, с коррумпированной таможней) такой подход дает резкое увеличение сборов. Он тем более удобен, что на растаможивание по всем правилам всего одного самолета (с проверкой груза, контрольным взвешиванием и т.д. и т.п.) должно уходить 12 тысяч человеко-часов! Но сразу ввести единый тариф не удастся: слишком велико сопротивление. Как подсчитано, в среднем объем взяток — 0,7 цента с килограмма растаможенного груза. Это выстраивается в миллиарды долларов. Но резко улучшить ситуацию — сократить количество кодов для растаможки хотя бы до пары десятков — наверное, получится. Бюджет 2001 года правительство рассчитывает уже из новых налоговых законов, которые должны быть приняты до ухода Думы на каникулы. Остальная часть экономической программы будет вноситься уже осенью. Ее основной частью будет являться жилищно-коммунальная реформа. По расчетам авторов, население уже к 2003 году должно будет стопроцентно платить за коммунальные услуги. А адресную помощь будут получать лишь те семьи, где плата за эти услуги будет превышать 25 процентов от всех доходов семьи. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, этот расчет тоже не до конца точен, так как наверняка за эти три года резко вырастут тарифы на электричество и газ, а это в программе не учитывается. Также к минусам программы можно отнести то, что там не определяется место России в мировом разделении труда. А показатели других стран рассчитываются из нынешних цифр. Их возможные изменения тоже никто не просчитывал. Впрочем, даже если все останется как есть, а Россия не пойдет на новый этап реформ, то уже к 2015 году ее ВВП будет не только меньше, чем ВВП европейских стран, США или Японии, но он будет меньше ВВП трех провинций Китая. Одновременно достаточно большой остроты достигли кадровые драчки. Премьер Касьянов, уходя из Минфина, очень бы хотел оставить за собой полное влияние за ключевым министерством. Но для этого ему нужно убрать оттуда минфиновского старожила Алексея Кудрина. Кудрину Касьянов предложил стать первым вице-премьером по экономике. Но Кудрин реально рассудил, что в этом случае его возможности только сократятся, и отказался. Касьянов тогда назначил двух "своих" замминистра и перераспределил обязанности таким образом, что они стали отвечать за ключевые департаменты. Впрочем, трудно себе представить, как можно обойти Кудрина в Минфине. Теперь, несмотря на противостояние Администрации Президента, можно предположить, что пост вице-премьера по экономике займет Герман Греф. Во всяком случае пост министра экономики ему практически обеспечен.



    Партнеры